Луноходы рисунок

луноходы рисунок

Где-то там, далеко, за 400 тысяч км, стоят, одиноко глядя на восток, два замерзших памятника, два триумфа советской космонавтики - Луноход-1 и Луноход-2. Первый - у Моря дождей, второй - у Моря ясности. Луноход-1 умер своей «смертью». А со вторым продолжается связь, он все еще посылает сигнал, хотя и не работает.

- Надо же их забрать! Вот в 2022 году полетим на Луну, тот, кто полетит, и заберет. И заодно надо посмотреть, что случилось с уголковыми отражателями, - один из трех водителей луноходов, ветеран космических войск Вячеслав Георгиевич Довгань, уверен, что уникальных «лунных скитальцев» нужно вернуть для истории.

Сегодня генерал-майор Довгань проводит большую общественно-патриотическую работу. Он, как и другие, не считает себя героем. Тем более что ни похвастать своей работой, ни показать кому-либо такой бесценный документ, как удостоверение водителя лунохода, не могли. Имена «сидячих космонавтов» были строго засекречены. Даже когда в 1970 году в газете «Правда» появился репортаж о достижениях советской космонавтики, про экипаж «Лунохода-1» было написано: «. это молодые, подтянутые ребята в синих элегантных костюмах спортивного покроя со значками на отворотах рубашек: рубиновыми буквами «СССР». Лишь спустя 23 года их впервые упомянули в «Красной звезде». Соответственно, и награды нашли героев спустя десятилетия.

Экзамен на лунодроме

В 1969 году СССР вовсю готовил пилотируемый полет на Луну. Однако было это или не было, как сейчас спорят, но американцы высадились на Луну раньше. Тогда программу высадки луноходов перестроили на дистанционную, без пилота. Тут и понадобились водители транспортных средств. Искали даже среди трактористов. Но остановились на офицерах-ракетчиках. Отобранную группу начали готовить к секретному спецзаданию.

А те сначала думали, что их готовят к полету.





Меж тем выяснилось, что водить луноход - это совсем не баранку крутить. И навыки нужны другие. Прежде всего, умение на глаз определять расстояние, обстановку, обладать хорошей оперативной и долговременной памятью. Впрочем, выполняли в экзамене на «луноходные» права и те маневры, что требуют в обычных автошколах.

- Мы и «змейку» сдавали, и коридор между препятствиями проходили. Вождение лунохода изучали на специальном лунодроме в Крыму. Там рыли «кратеры», накладывали камни до 3 м. Было очень непросто. Ведь определить препятствие на глаз на Луне можно было на Луноходе-1 не дальше 7-9 м, на Луноходе-2 - уже до 12 м (камеры поставили на 1,5 м).

Самое сложное, что система телеоперационного управления луноходом позволяла видеть, куда «едешь», лишь по черно-белым слайдам, передаваемым с задержкой в 10 сек. За это время луномашина успевала пройти до 3 м. И если вовремя не рассчитать движение и обход, к примеру, карьера, можно было потерять ее навсегда и угробить секретную операцию, а заодно и свою карьеру и имя - программа луноходов контролировалась на самом верху.

Простые герои

17 ноября 1970 Луна-17 (одни счастливые семерки!) доставила на Луну Луноход-1. Его свели по трапу офицеры командно-измерительного комплекса под Симферополем. Началась секретная миссия.

Экипаж состоял из двух расчетов.

Первый: командир экипажа Николай Еременко, водитель Геннадий Латыпов, оператор остронаправленной антенны Валерий Сапранов, штурман Викентий Самаль, бортинженер Леонид Масензов

Второй: командир Игорь Федоров, водитель Вячеслав Довгань, оператор Николай Козлитин, штурман Константин Давидовский, бортинженер Альберт Кожевников, а также резервный водитель - Василий Чубукин.

На сегодня троих из этих легендарных экипажей уже нет в живых. Командир Николай Федоров недавно отметил 70-летие.

Источник: kik-sssr.ru

Другие товары