Воздушный десант от А до Я. Десантные операции армий мира.

немецкие десантные ботинки

Воздушный десант от «А» до «Я»

Идею «солдат неба» высказывал еще американский политик и изобретатель Бенджамин Франклин в 1784 году. В 1917 году его идею подхватил Уинстон Черчилль, а первое реальное планирование воздушно десантной операции в мире относится к концу 1918 году, когда в России в ходе Гражданской войны войска наоборот пересаживались на лошадь и вершиной военно-технической мысли стали тачанки батьки Махно. В это же время представители Антанты американцы майор  Льюис Бреретон и поддерживающий его начальник бригадный генерал Билли Митчелл предложили выбросить парашютным способом в тыл немецких войск вблизи города Метца части 1-й пехотной дивизии. Операция была запланирована на февраль 1919, но война закончилась до начала реальной подготовки к операции.такой атаки может быть серьезно планировалось. Митчелл планировал, что американские войска могут быть быстро обучены использованию парашютов и десантироваться с бомбардировщиков на территорию за Мец одновременно с запланированным наступления пехоты.

После Первой мировой войны, многие экспериментировали с концепцией парашютного десантирования войск. Первое настоящее десантирование военных парашютистов произошло в Италии в ноябре 1927 года. В течение нескольких лет были сформированы несколько парашютных батальонов, которые в конечном итоге были преобразованы в подразделения «Folgore» и «Nembo». Хотя эти части позже храбро сражались во Второй мировой войне, эти подразделения никогда не участвовали в боевом десантировании. Бойцы итальянских парашютных батальонов использовались в ходе спецоперации сил в Северной Африке в 1943 году в попытке уничтожить самолет ВВС США.

Комсомолец – на парашют

Первая воздушно-десантная часть в Советском Союзе была создана в конце 1930 года под Ленинградом. В составе 11-й стрелковой дивизии был организован авиамотодесантный отряд. В его составе было 480 парашютистов и 18 самолетов. Таким образом, он представлял собой полностью боеготовую, самодостаточную единицу. Еще ранее весной 1929 года Красная армия впервые в своей истории использовала боевое десантирование как средство ведения боя: группу вооруженных красноармейцев выбросили в осажденный город Гарм, который был окружен басмачами. При поддержке местных жителей советские десантники отбили нападение. А уже в 1933 году в составе РККА имелось 4 воздушно-десантных бригады.

В дальнейшем формируемые десантные части СССР принимали активное участие в военных маневрах, а взявшая шефство над ВДВ молодежная организация коммунистической партии – комсомол – обеспечила постоянный приток квалифицированных кадров.

Чтобы помочь подготовке достаточно опытных парашютистов в СССР было организовано большое количество, парашютных клубов, а парашютная вышка стала непременным атрибутом практически любого советского парка культуры и отдыха. Конструкция 20-и метровой высоты имела в своем составе противовес, благодаря которому приземление осуществлялось достаточно плавно. Взрослый мог испробовать себя на парашютной вышке за 10-15 копеек, а школьники вообще прыгали бесплатно. Одновременно комсомол активно рекрутировал молодежь и в авиаклубы. И если для обучения летной профессии были необходимы жесткие требования по здоровью, а вот рамки поступления в парашютный кружок были довольно либеральными. В результате к концу 1930-х годов, СССР обладал крупнейшими воздушно-десантными силами в мире, но,увы, во время Великой Отечественной войны десантники использовались по большей части как обычная легкая пехота. Пять кадровых и пять разворачиваемых (во втором стратегическом эшелоне) воздушно-десантных корпусов Красной Армии оказались не слишком нужны в затяжной войне на истощение и 50 тысяч советских десантников с 22 июня 1941 года использовались как легкая элитная пехота.

В процессе формирования советских ВДВ особой проблемой стало создание собственного парашюта. Несмотря на приоритет России в создании ранцевого парашюта – в начале 1930-х эти изделия закупались за рубежом.

У истоков советской парашютной техники стояли несколько проектных организаций, среди которых можно выделить НИИ ВВС. Первые отечественные парашюты были выпущены в 1930 году, но в дальнейшем, уже в середине десятилетия их пришлось усовершенствовать, так как их конструкция не справлялась с возросшими скоростями.

Для выброски тяжелого оружия и боеприпасов в СССР были разработаны специальные мягкие мешки – ПДММ, парашютные баки и другие типы десантной тары.

Советский Союз постоянно экспериментируют с идеей создания полноценных воздушно-десантные подразделений, с оснащением их автомобилями и легкими танками. Был разработан даже оригинальный проект «крылатого танка» - КТ, когда к легкому танку прикреплялись крылья и хвостовое оперение. Получившийся планер управлялся экипажем танка, размещавшимся внутри него во время полета.

Всё командование понимало, что для полноценного сражения десантников в тылу врага необходима тяжелая техника. Первому решение этой проблемы было получено талантливому инженеру Павлу Гроховскому – близкому другу знаменитого летчика Валерия Чкалова.

С 1931 года под руководством Гроховского началось испытание перевозки под фюзеляжем бомбардировщика ТБ-1 легких орудий и автомобилей. Парашютистов планировалось выбрасывать из специальных контейнеров, закрепленных под крыльями самолета. Последняя идея встретила резкое сопротивление конструктора ТБ-1 Туполева, который назвал контейнеры «гробами». Неуютно в этих емкостях чувствовали себя и десантники, в результате чего впоследствии от этой идеи отказались.

Гроховский работал и над другим вариантом десантирования – так называемым «авиабусом». Это изделие представляло собой специальную кабину, в которой лежали несколько десантников. Кабина крепилась к самолету и сбрасывалась с него на бреющем полете, без применения парашютов. Кроме того, этот изобретатель предлагал и такие оригинальные конструкции, как десантный комбинезон со встроенной парашютной системой или специальные ботинки с амортизирующей подошвой.

Кроме того, Гроховский и другие конструкторы работали над созданием десантных планеров. Большим плюсом планерного десантирования являлся тот факт, что планер мог нести нагрузку в 3,5 раза больше, чем буксировавший его самолет. Кроме того, по замыслу и по расчетам конструкторов к одному самолету можно было прицеплять несколько планеров. Таким образом, в теории, тяжелый бомбардировщик ТБ-3 советского производства мог бы доставить за один вылет в тыл врага до 400 бойцов.

Проводились эксперименты и с материалом парашютных систем. Помимо традиционного шелка, советские парашюты изготовлялись из перкаля и даже из марли. Был даже изготовлен экспериментальный парашют из фанеры, но командование ВВС



отказалось от внедрения такой громоздкой конструкции. С помощью обычных парашютных систем советские конструкторы научились выбрасывать и мотоциклы, причем вполне обычные, в отличии от англичан и американцев, которые даже во время Второй мировой десантировали только складные миниатюрные мопеды. Советская же система позволяла перевозить и выбрасывать мотоциклы даже с помощью такого небольшого самолета-биплана Р-5.

Талантливый Студент

Одним из наблюдателей, присутствовавших при массовой выброске советских парашютистов на маневрах Киевского военного округа в 1935 году пыли представители немецкой армии. И уже в 1936 году майору Иммансу, военнослужащему германского вермахта было приказано создать парашютную школу в городе Стендаль, образовательному учреждению для проведения тренировок было придано несколько транспортных самолетов JunkersJu 52. В дальнейшем немецкая армия приобрела большое количество самолетов JunkersJu 52, которые были слегка модифицированы для использования в качестве парашютно-десантных транспортов. Первый учебный класснемецких парашютистов был известен как «AusbildungskommandoImmans». Он начал свои занятия 3 мая 1936 года. Первый немецкий парашютный полк получил имя «Генерал Геринг».

Другие страны, включая Аргентину, Перу, Японию, Францию и Польшу также начали организовывать воздушно-десантные подразделения. Франция стала первой страной, которая создала приняла в боевые части женщин-парашютистов. 200 медсестер, способных совершать прыжки с парашютом должны были использоваться для оказания помощи при стихийных бедствиях, и подлежали переводу в действующую армию во время войны

Удивительно, но при организации парашютных подразделений в Германии не наблюдалось хваленого немецкого «ордунга» и в результате путаницы было образовано несколько парашютных групп. Для исправления этой ситуации командиром создаваемых парашютных подразделений был назначен генерал люфтваффе Курт Студент, который, кстати, присутствовал на тех самых маневрах Киевского военного округа, где впервые было высажено около тысячи советских парашютистов.

Во время вторжения в Норвегию и Данию в ходе операции «Weserubung», парашютисты Люфтваффе были выброшены в нескольких местах для захвата мостов и взлетно-посадочных полос.

В битве за Францию военнослужащие диверсионного полка «Бранденбург» приземлился на легких разведывательных самолетах FieselerFi 156 Storch вблизи мостов, расположенных непосредственно к югу от  маршрута наступления10-й танковой дивизии вермахта. В Бельгии, небольшая группа немецких десантников утром 10 мая 1940 года на планерах высадилась прямо на верхней части бельгийской крепости ЭбенЭмель и вывела из строя большинство его артиллерийских систем. На следующий день форт сдался, что открыло немецкой армии дорогу в Бельгию

Далее первой в военной истории крупномасштабной атаке с воздуха подверглась Голландия. Во время операции по оккупации Нидерландов немцы бросили в бой почти всю свою Luftlandekorps, воздушно-десантный армейский корпус, который состоял из одной парашютной дивизии, одного соединения, способного на посадочное десантирование и необходимого транспортного потенциала. Существование этого корпуса держалось в строжайшем секрете. Немецкие парашютисты приземлились на трех аэродромах вблизи Гааги, надеясь захватить в плен голландское правительство. Захват одного их аэродромов увенчался неудачей – «Юнекерс-52», который должен был перебросить подкрепления, был сбит зенитным огнем, а первую волну нападения отбили голландские военнослужащие.

Горящий транспортный самолет заблокировал взлетно-посадочную полосу, что предотвратило дальнейшие попытки посадочного десантирования. Это был один из немногих случаев, когда аэродром, захваченный парашютистами,был отбит. Два других аэродрома перешли под немецкий контроль. Одновременно немцы выбросили небольшие подразделения десантников для захвата важнейших мостов, которые открывали путь непосредственно в центр Нидерландов. Парашютисты пробили дорогу для 9-й танковой дивизии вермахта, и в течение дня голландская оборона оказалась в безнадежном положении. Тем не менее, голландским войскам ПВО удалось нанести большой урон немецкой транспортной авиации. Кроме того, 1200 военнослужащих из немецких элитных войск «Luftlandekorps» попали в плен около Гааги, и впоследствии были отправлены в Англию незадолго до капитуляции голландских вооруженных сил.

По мнению некоторых военных историков «величайшая победа и наибольшие потери» в истории боевого применения парашютного десанта произошли во время битвы за Крит. Посредством радиоэлектронной разведки британцы вычислили каждую зону высадки немецких парашютистов, но фашистские десантники умудрились выбить «томми» с острова, несмотря даже на то, что все прибывающие по морю подкрепления уничтожались Королевским флотом. Но потери в немецких десантных частях были настолько велики, что Адольф Гитлер запретил их использование в таких операциях в будущем. Он понял, что основной силой воздушного десанта является внезапность, а высадка на площадки, о существовании которых известно противнику оборачивается чрезмерными потерями.

Заметным исключением в боевой практике фашистской Германии является использование воздушно-десантных войск в специальных операциях. 12 сентября 1943 года Отто Скорцени провел смелую операцию по нападению на отель Гран-Сассо с использованием планеров. Расположенная высоко в Апеннинах, эта гостиница была местом пленения Бенито Муссолини. Скорцени освободил дуче из-под домашнего ареста практически без выстрелов, разоружив охрану. 25 мая 1944 года немецкие десантники предприняли неудачную попытку захвата ИосипаБроз Тито, который в то время руководил югославскими партизанами, а впоследствии был лидером послевоенной Югославии.

Десант восходящего солнца

Еще до начала боевых действий на Тихом океане в японской императорской армии были сформированы подразделения «TeishinDen» («рейнджерские бригады»). Японский военно-морской флот в свою очередь формировал части морских десантников – «Rikusentai». Япония использовала парашютные подразделения в ряде операций при захвате голландской Ост-Индии в кампании 1941-1942 годов.

Флотские десантники «Rikusentai» были впервые брошены в бой ходе битвы при Мандао и Сулавеси в январе 1942 года. Подразделения «Teishin» применялись в ходе сражения при Палембанге на Суматре в феврале 1942 года. Также как и немцы на Крите, в ходе операций по оккупации голландской Ост-Индии японские парашютисты понесли значительные потери, что стало причиной их редкого использования в дальнейшем по своему прямому предназначению.

6 декабря 1944 года подразделение «TeishinShudan» и спецподразделение «Takachiho» атаковали авиабазы США на Филиппинах. Японские десантники уничтожили несколько самолетов и нанесли потери американским войскам в живой силе, но, в конце концов, были уничтожены.

За время войны Япония построила целый воздушный флот, состоящий из 825 планеров, но так и никогда не использовала их в бою.

Источник: www.straikbol.ru

Другие товары