Роликовые коньки

37153881 c1ef842f6dm.jpg

Содержание

Роликовые коньки (roller)

Ролики – это отлично проведенное время и хорошее настроение. Физкультура и спорт? В чем-то да. Ведь ролики – это тренировки вестибулярного аппарата, укрепление мышц и связок, дыхательной и сердечно-сосудистой системы. А еще – развитие какой-то особенной гибкости и растянутости. Но едва ли в детском дворце спорта или спортивном клубе вы так сразу найдете тренера по роликовым конькам. Хотя, например, все профессиональные игроки НХЛ летом много катаются и играют в хоккей на роликах. Если мы уточним: экстремальный спорт – то окажемся ближе к правде. Люди на роликах регулярно превышают природную скорость и проделывают немало сложных и опасных трюков. При этом получают травмы, зато отхватывают бодрящие порции адреналина, демонстрируя неизведанные возможности человеческого тела. Можно еще добавить: уличный спорт. Действительно, подростки и молодые люди чаще всего катаются на роликах в таком неспортивном месте. Научите хорошо кататься! Чтобы предоставить ребенку возможность больше двигаться и лучше владеть телом, чаще бывать на свежем воздухе, уберечься в будущем от скуки и зловредных занятий и повысить самооценку. А гарантией безопасности будут правильно подобранные коньки и снаряжение!

Виды роликов (классификация)

Целью покупки роликовых коньков может быть "просто катание" либо "всякие фишки". Именно так мы выходим на первоначальную классификацию стилей катания: фитнес и агрессив.

К первому стилю относят все катание "вдаль", с развитием скорости и преодолением серьезных расстояний.Фитнес делится на собственно fitnes (катание для поддержания спортивной формы с элементами несложных фигур), прогулочное катание (recreation) и скоростное катание (racing)

Фитнес - самый распространённый и популярный вид роликов. Предназначены они для активного отдыха. Традиционно фитнес-ролики имеют по 4 колеса в одну линию (размер 76-82 мм, жёсткость 76А-80А). В последние годы, лидирующие компании по производству роликовых коньков стали выпускать модели с диаметром колеса 84 и 90 мм.

Если говорить о роликовых коньках для отдыха (Fitnes), не привязываясь к каким-либо брэндам, и тем более моделям, то они будут иметь примерно следующие характеристики, отличающие их среди других классов:

1. Ботинок выполнен из пластика с внутренним сапожком, либо мягкий ботинок, выполненный по технологии Soft Boot. Такой ботинок не будет иметь множество технологий, и как следствие будет сравнительно не дорог.

2. Рама в таких коньках выполняется из синтетических полимерных материалов (высокопрочный нейлон и т.д.), что также будет сказываться на цене в меньшую сторону по сравнению с коньками более высокого класса (Fitnes), имеющими алюминиевую раму.

3. Колёса в классе Fitnes имеют следующие параметры: диаметр 76мм, жёсткость 78-82А, профиль колеса U-образный для большей устойчивости. В общем, обладая этой общей информацией, довольно просто подобрать коньки своими силами.

Агрессив - это тот стиль, который можно увидеть в любом телевизионном ролике с участием роллеров. Агрессив- ролики, которые используются для выполнения различных трюков, прыжков с трамплинов, скольжения по парапетам, переворотов и езды по лестницам. Отличаются массивным (большим и тяжелым) ботинком, короткой твёрдой рамой, маленькими (по диаметру) и жёсткими колёсами (по 4 колеса на каждой раме). На этих роликах трудно развивать даже среднюю скорость.

Ролики для агрессивного катания отличаются от коньков для фитнеса следующим:

1. Внешняя часть ботинка для агрессивного катания выполнена, как правило, из пластика. Это сделано для защиты ноги катающегося, поэтому ботинок становится тяжелее и менее вентилируемым.

2. Рама выполнена из армированного пластика с вырезом посередине - для скольжения по трубам.

3. Колеса имеют размер 55-58 мм и П-образный профиль. Это обеспечивает невысокую скорость и стабильность при приземлении.

Так же обращайте внимание на крепление рамы. Клепки должны быть ровными. Никаких трещин или глубоких царапин быть не должно.

Если какое-либо колесо плохо крутится или крутится медленнее, чем остальные, это не означает, что внутри стоит плохой подшипник или колесо имеет дефект. Просто смазка в подшипнике более густая и при катании это абсолютно не повлияет на скорость.

Примечание: женские коньки имеют зауженную колодку, более пологий подъем, заниженный задник для того, чтобы он не давил и не натирал икроножную мышцу. Естественно, женские ролики имеют особый дизайн.

Беговые - ролики для бега. Отличаются низким жестким лёгким ботинком, зачастую изготавливаемым из карбона, длинной рамой. На роликах данного класса, как правило, установлены либо пять колес диаметром 84 мм (5x84), либо четыре колеса диаметром 100 мм (4x100). Вариант 4x100 в последнее время стремительно набирает популярность. Жесткость колес большая, что позволяет развивать максимальную скорость.

Трейнинговые - промежуточный вариант между фитнес и беговыми роликами. Обычно имеют полунизкий ботинок, по жесткости превосходящий фитнес - модели, но уступающий беговым моделям. Используются те же рамы и колеса, что и на беговых- либо 5-колесные с диаметром колеса 78-84 мм, либо 4-колесные с диаметром колеса 90-110 мм. Совмещают большую скорость и достаточную поддержку ноги.

Детские - раздвижные ролики (позволяют менять размер конька вместе с ростом ноги ребенка), обычно имеют 3-4 колеса на каждом ботинке, штатный тормоз (иногда два тормоза- на каждом ботинке). Скорость маленькая.

Фрискейт - ролики для тех, кто не может кататься в одном стиле. На них можно и прыгать, и заниматься слаломом, и играть в догонялки.

Внедорожники - оправдывают своё название, могут использоваться в плохих дорожных условиях.

Структура стандартного конька

Roliki structure.gif

Выбор роликов

Давайте посмотрим сам роликовый конек. Несмотря на то, что рынку роликовых коньков около 30 лет, коньки до сих пор делятся на три категории ботинка:

Жесткий ботинок. До недавнего времени это была самая распространенная конструкция роликов: прочная внешняя пластиковая оболочка, в которую вставлен мягкий сапожок. Ведущие производители роликовых коньков на сегодняшний день практически достигли совершенства при создании роликов этой, ставшей сегодня уже классической, конструкции.

Характерные плюсы:

  • отличная боковая поддержка ступни,
  • ударопрочность и стойкость к истиранию внешнего ботинка,
  • возможность легкой сушки и стирки внутреннего сапожка.

Могут быть рекомендованы для новичков и для избежания неправильных позиций ног во время катания. Минусы - плохая вентиляция и вес.

Мягкий ботинок (Soft-Boot). В мире роликовых коньков 6-8 лет назад наметилась тенденция перехода от жесткого ботинка к мягкому, т.е. вместо двойной конструкции из пластика и мягкого внутреннего сапожка, ролики получили несъемный ботинок из прочной ткани, кожи или ее заменителей. Боковая поддержка в таких роликах может обеспечиваться как внешней пластмассовой силовой манжетой, так и внутренними элементами жесткости из пластика. Технология создания таких конструкций и отработка их нюансов постоянно находится в стадии совершенствования.

Характерные плюсы:

  • стильно выглядящая легкая конструкция,
  • повышенный внутренний комфорт,
  • отличная вентиляция.

Гибридная конструкция. Жесткий внешний полуоткрытый и стойкий к истиранию пластиковый башмак переменной жесткости и комфортный внутренний сапожок. По мнению создателей, такая конструкция должна сочетать в себе как плюсы традиционной конструкции: отличную боковую поддержку, стойкость к ударам, возможность чистки (или стирки) внутреннего сапожка; так и достоинства роликов с мягким ботинком: полуоткрытая конструкция обеспечивает хорошую вентиляцию и выглядит привлекательно.

Кроме разделения коньков на стили катания и конструкции ботинка, существуют и другие важные особенности конструкции роликовых коньков:

Клипсы (бакли) или шнурки. Обычно ролики имеют одну клипсу в верхней части силовой манжеты, а вот подъем ступни могут закреплять как 1-2 дополнительные клипсы, так и шнурки + пяточный ремень.

Клипса - механическая застежка-зажимы с рычажком. Единственным преимуществом клипсы перед шнурками является скорость и удобство их застегивания. На некоторые ролики ставятся клипсы с "памятью" - один раз отрегулировал усилие зажима и потом можно просто застегивать без подгонки застежек вновь.

Вентиляция. Это самый сложный вопрос при выборе роликов. Просто посмотрев на ролики, очень сложно сказать насколько приличную вентиляцию они имеют. Наличие отверстий в пластмассовом ботинке хорошую вентиляцию не гарантирует - материал внутреннего сапожка может оказаться излишне плотным, или отверстия в нем могут быть неудачно расположены для хорошего обдува. Поэтому нужно обращать внимание покупателя на вид ткани в передней части внутреннего сапожка или ролика типа Soft-Boot. Ткань в вентилируемых частях ботинка должна иметь сетчатую структуру.

Ботинок. Когда-то все ролики делались цельнолитыми из пластика с мягким внутренним ботинком. Потом фирмы-производители сделали революцию, обнародовав идею SoftBoot: делать роликовые ботинки похожими на кроссовки, усиленные в нужных местах прочным пластиком. На сегодняшний день подавляющее большинство фитнесс-роликов всех производителей имеют мягкий ботинок.

Преимущества мягкого ботинка: комфортное облегание ног, хорошая вентиляция (такие ботинки делаются из специальной ткани, пропускающей воздух) и легкость.

Совет: Выбор для начинающего - мягкий ботинок.

Женский вариант ботинка отличается от мужского.

Изучив физиологические отличия женской ноги и икроножной мышцы от мужской, проанализировав анатомическое строение женской ноги, компании-производители переносят все специфические черты на конструкцию роликовых коньков для прекрасного пола. Для женских моделей характерны следующие моменты:

Rama.gif
  • более узкая колодка ботинка
  • менее крутой подъем ботинка в передней части
  • более низкий задник манжеты, который не давит на икроножную мышцу
  • слегка увеличенная область голеностопной косточки
  • женский дизайн, цветовая гамма и название роликовых коньков соответственно.

Рама. Рамы подразделяются на металлические и пластиковые. Какую же предпочесть? Металлические рамы обычно делаются из жестких и легких алюминиевых и магниевых сплавов. Благодаря высокой жесткости они лучше передают толчковое усилие – на них проще разгоняться и поддерживать скорость. С другой стороны, более отчетливо передается от рамы на ботинок вибрация при катании по неровной поверхности, что требует дополнительной амортизации внутри ботинка. Общая тенденция производителей - оснащать металлическими рамами более скоростные модели, ориентированные на подготовленных роллеров. На всех, без исключения, беговых моделях стоят именно металлические рамы.

В свою очередь алюминиевые рамы подразделяются на литые и экструдированные:

литые алюминиевые рамы: рама отливается по форме одновременно вся конструкция. экструдированные рамы: конструкция отливается постепенно под давлением. Такие рамы с самыми хорошими эксплуатационными характеристиками на рынке, благодаря своей прочности и лёгкому весу. Это растущий сегмент рынка еще и потому, что только с ними можно использовать колёса 90/100 мм.

Альтернатива металлу - композитные рамы (иногда их называют пластиковыми). Самые популярные материалы для их изготовления: нейлон (nylon), стекловолокно (fiberglass), карбон (carbon composite).

Такие рамы меньше отдают по ногам при катании по неровной поверхности. Они тяжелее металлических.

При ударе не гнутся, а лишь царапаются или, при особом упорстве роллера - трескаются. Композитные рамы наделены отличным сопротивлением и прочностью. Идеально подходят для начинающих и катающихся с небольшой скоростью роллеров.

Рамы могут быть съемные (особенно в агрессивных коньках). Специфическая неприятность, подстерегающая владельцев коньков со съемной рамой - возможность самопроизвольного откручивания винтов, крепящих раму к ботинку.

Как правило, каждая фирма использует свой стандарт крепления рамы, иногда крепежные отверстия совпадают. Для агрессив-роликов существует свой стандарт - UFS (Universal Frame System). Это позволяет выбирать агрессив рамы "просто "на вкус и цвет", после чего запросто прикручивать их к одному и тому же ботинку. С каждым годом все больше производителей поддерживают UFS.

Koleso 1.gif

Колеса. Все колеса производятся из полиуретана, так как в своих качествах он объединяет ударостойкость, сопротивление истиранию и небольшое сопротивление качению. Такие колеса лучше держат дорогу, долго используются и делают катания приятным.

Роликовое колесо состоит из двух неразъёмных частей - ступицы и внешнего полиуретанового слоя, который и соприкасается с дорогой.

Ступица - это жёсткая "сердцевина" колеса, именно в неё и вставляются подшипники; материал ступицы намного прочнее и твёрже внешней полиуретановой оболочки - ступица не должна деформироваться от нагрузок при катании.

Колеса для роликов имеют две основные характеристики: диаметр (размер) и твердость (жесткость).

Здесь имеются в виду свойства оболочки колеса, которая катится по асфальту. Колеса известных производителей: Hyper Wheels, Senate, K2, Kryptonics, Labeda и др. кроме ло готипа самой фирмы всегда имеют маркировку размера и жесткости. Это позволяет хоть как-то ориентироваться при подборе колес.

Твёрдость обозначается "индексом дюрометрии", на самих колёсах этот показатель обозначается двузначным числом: от 72А до 93А - чем больше это число, тем колесо жестче. Жесткость на колесах обозначается в условных единицах по шкале "А". Размеры, материалы и особенности исполнения колёс непосредственно связаны со стилем катания.

Koleso 3.gif

Колеса для отдыха, фитнеса и скоростного катания Используются колёса от 70 до 100 миллиметров, это наиболее многочисленная группа колес! Стандартный ряд диаметров этих колес 76-78- 80-84-90-100 мм. На улице удобнее использовать колёса самого большого диаметра, насколько позволяет рама конька. Колеса изнашиваются неравномерно: за первые 2-3 дня катания снимаются первые 1-2 мм от размера колеса, а потом износ замедляется.

Средняя жёсткость колёс для фитнеса - от 78А до 85А. Наиболее распространены колеса с жесткостью 78A-84A - обеспечивают лучшее сочетание сцепления с дорогой и комфорта на плохих покрытиях.

Ступица колеса для фитнеса большая по размеру и делается со спицами. Несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, ступицы специально рассчитываются, ведь у нее масса задач:

Koleso 4.gif
  • обеспечивать жёсткость и курсовую устойчивость колеса
  • отводить тепло от подшипников и оболочки
  • она должна быть при этом достаточно лёгкой

Колеса для агрессивных роликов Для агрессивных роликовых коньков делаются самые прочные колеса; их размеры - от 53 до 64 мм. В последнее время разница между колесами для рампы и стрита практически исчезла.Жесткость таких колес варьируется в пределах 88-101A.

Ступица колес для агрессива всегда делается сплошной (без спиц), это делает её максимально устойчивой к ударным нагрузкам. Маркировка. Настоящие колеса для агрессива кроме обозначения производителя всегда имеют маркировку размера и твердости. Для большего удобства катания по перилам есть специальные маленькие и очень твердые колесики - 44-47 мм / 100A.

Для катания в рампе (vert) удобнее колеса диаметром побольше - 59-64 мм: больше колеса - больше скорость. Еще один параметр, по которому колеса отличаются друг от друга - профилем.

Он может быть:

  • заострённым у гоночных колёс – V
  • полукруглым у колес для фитнеса и отдыха - U
  • уплощенным или совсем плоским для агрессивных колес - |_|

Теоретически, колесо с узким профилем имеет маленькое пятно контакта с дорогой и соответственно небольшое трение качения.

Совет: Выбор начинающего - диаметр 78-80 мм, жесткость 78A-80A.

Podshipniki.gif

Подшипники. В каждом колесе роликовых коньков стоят 2 подшипника. Легкость, с которой катятся коньки и развиваемая скорость во многом зависят от качества подшипников, спрятанных в колесах.

Существует несколько классов точности изготовления подшипников согласно стандартам разных стран (ISO, DIN, ГОСТ). Классификация по классам определяет точность полировки деталей подшипника. Чем выше точность изготовления подшипника, тем меньшие зазоры имеют его рабочие сопрягаемые части и тем больше его ресурс. Чем больше номер, тем меньше трение в подшипнике, и тем легче он прокручивается, что положительно сказывается на легкости движения роликов.

Самая известная классификация подшипников идет согласно американской системе стандарта ABEC (Annual Bearing Engineering Council - Ежегодный совет производителей подшипников). Существует несколько типов: ABEC 1, ABEC 3, ABEC 5, ABEC 7, ABEC 9.

Самые массовые виды подшипников - "пятые" и "седьмые". Все ролики уважаемых производителей оснащены хорошими подшипниками известных марок - TwinCam, SKF, BSB.

Не все покупатели знают, что подшипники – не бессменный атрибут покупаемых роликов, а расходный материал. Как и колеса, их можно со временем заменить на любые приглянувшиеся. К тому же подшипники изнашиваются со временем и менять их все равно придется.

Особое внимание при примерке коньков:

Как правило, мягкий ботинок современных роликов обладает свойством авто-формирования. То есть под воздействием тепла ноги ботинок приобретает ее форму. Для правильного определения размера требуется не менее 15-20 минут. Дело не только в формовке ботинка. Ноги, попадая в непривычную форму, какое то время должны привыкнуть к особенностям колодки. Не надо забывать, что в роликах человек будет совершать энергичные движения, в результате ступни немного увеличиваются за счет притока крови к мышцам.

1. Ролики должны сидеть по размеру. Не велики. Не



малы. Одев ролик на ногу, нужно его сильно надавить на пятку – чтобы ступня ушла назад, только после этого можно шнуровать ролик, аккуратно и плотно с носка и до подъема. При примерке нога в ботинке ролика должна чувствовать себя комфортно - т.к. на жаре и при катании нога немного распаривается, поэтому при примерке пальцы ног не должны упираться в носок ботинка. Особенно тщательно нужно примерять мягкие ролики Soft-Boot -ботинок должен сразу четко сидеть на ноге. Если ботинок будет сидеть свободно, то очень скоро ролики внутри умнутся и начнут болтаться на ноге. Большую свободу ноги в ботинке нельзя скомпенсировать сильной затяжкой шнурков. Начните предлагать коньки с заведомо большего размера и постепенно уменьшайте его - до тех пор, пока покупатель не почувствует, что в правильно зашнурованном ботинке пятка упирается в задник, а пальцы не смотрят в пустоту, а чувствуют неподалеку ткань носка ботинка. Но существует альтернативное мнение, что люди лучше чувствуют, когда ботинок мал и пальцы упираются, и поэтому примерку следует начинать с меньшего размера в сторону увеличения. Как понравится покупателю.

2. Обязательно необходимо какое-то время для усадки ботинка на ноге. Прокатитесь по залу магазина. Почувствуйте свои ролики!

3. Обязательно примерьте роликовые коньки разных фирм, т.к.разные компании делают разные колодки и разные ботинки, это позволит покупателю сравнить свои ощущения и сделать верный выбор. Вне зависимости от типа застежки (клипсы или шнурки) ботинок в роликах следует затягивать достаточно плотно, но так, чтобы он сразу не сдавливал ступню.

4. Обязательно выясните, как правильно застегиваются ролики. Ролики необходимо одевать точно так же, как при первой примерке: сначала опустить и зафиксировать пятку, и только потом подтягивать шнурки (или бакли).

5. При покупке роликов для агрессива, ботинок должен быть обязательно на полразмера-размер больше обычного - при приземлениях ступню немного "плющит", поэтому спереди перед пальцами должно быть немного свободного места.

Чтобы оценить Боковую поддержку роликов, надо встать на одну ногу и всем весом нажать на внешнюю (или внутреннюю) сторону ботинка ролика, т.е. попытаться "завалить" ролик в сторону. Чем сильнее сопротивление ботинка ролика – тем проще будет маневрировать на больших скоростях и исполнять технически сложные трюки. Если удается сильно "завалить" ролик вовнутрь или наружу, то - это значит, что боковая поддержка этой модели для Вас недостаточна и, может быть, нужно попробовать другие ролики.

У роликов SoftBoot боковая поддержка обычно несильная - т.к. эти ролики для катания, а не прыжков и трюков. Для справки: таблица соответствия размеров.

Table razmery.gif

Дополнительная информация

Тормозные системы.

Тормоз для рам может переставляться с правого конька на левый. Чтобы произвести замену, достаточно отвинтить винт, прикрепляющий тормоз к внешней оболочке (он также держит заднее колесо) и переставить тормоз с одного ролика на другой (нужно использовать специальный винт, чтобы закрепить тормоз). Если вы хотите снять его совсем, проделайте те же операции, но для крепления колеса используйте винт, прилагаемый (в большинстве случаев) в комплекте вместе с ключами.

Уход за тормозом.

Всегда проверяйте состояние тормоза до катания. Обычный тормоз имеет резиновую колодку, которая может быть заменена. Для этого необходимо вывинтить ось из держателя, вытащить старую колодку и вставить новую.

Уход за колесами.

Регулярно меняйте местами колеса на своих коньках:

1) Развинтите винты, используя специально прилагающиеся для этого инструменты (шестигранный ключик).

2) Измените положение колес, не изменяя направление вращения колес (центральные 2 колеса с одного ролика переставляются на позиции первого (1) и последнего (4) другого ролика, а крайние на центральные позиции, и наоборот).

3) Завинтите винты.

ПОМНИТЕ: колеса постоянно изнашиваются!

Уход за подшипниками.

Чтобы сохранить подшипники в нормальном состоянии, нельзя кататься по воде, нефтепродуктам, песку. Если подшипники не очень хорошо работают, снимите их и опустите в специальный растворитель на несколько минут, высушите и смажьте техническим маслом или литолом, солидолом и т.д.

Уход за баклями.

Система баклей расчитана на среднее усилие среднего молодого человека. В то же время, некоторые комплектующие баклей сделаны из достаточно хрупкого материала и сильный боковой или фронтальный удар могут нанести повреждение.

Защита

Koleso 2.gif

Комплект защитной экипировки выглядит следующим образом:

Наколенники, налокотники: закрывают и предохраняют от ударов локти и колени. Конструктивно модели разных фирм схожи - жесткая пластиковая спрофилированная по ноге или локтю оболочка (чашка) снаружи и амортизирующая, обшитая тканью, прокладка изнутри.

Защита запястий: - защищает кисть от ударов, с помощью жестких пластин на тыльной стороне не дает кисти выгибаться назад, предохраняя этим запястье от вывихов. Самая частая травма при катании на роликах, вне зависимости от стиля катания, опытности и других факторов - вывихи, ушибы, и переломы запястий - ведь при падении человек инстинктивно вытягивает руки вперед.

Шлем - служит для защиты головы.

Защита для агрессива Она выглядит несколько иначе, чем защита для фитнеса: большие и очень прочные пластиковые чашки, толстый ударопоглощающий слой резины.

Для рампы и стрита защита делается несколько разной. Для рампы наколенники и налокотники более объемные, перчатки с усиленной фиксацией запястья - все это должно предохранять от травм при падениях.

0001 2830.jpg

Анатомия роликового конька

А теперь поговорим о деталях – но деталях очень важных. Чтобы знать, какую функцию и ответственность несет каждая из них. Взгляните на картинку. Даже если ваши ролики выглядят несколько иначе, у них все равно есть все эти функциональные части. Здесь не обозначены только шнурки и стелька, но скорее всего, вы их узнаете и сами

Ботинок – бывает целиком пластиковым (ведь ролики «произошли» от горнолыжного ботинка), а бывает похожим на мягкие кроссовки, укрепленные пластиком и металлической вентилирующей сеткой в задней части и на носке. Жесткий ботинок надежно фиксирует ногу и позволяет удерживать ее в ровном положении, обеспечивая лучшую боковую поддержку, что хорошо для детей младшего возраста – до 5 лет. Поэтому многие родители целенаправленно ищут детям для первых тренировок ролики именно с жестким ботинком. Правда, в жестком ботинке мышцы и связки голеностопа тренируются меньше. Ролики с жестким ботинком идеальны для тех, кто катается (или будет кататься) на горных лыжах. Мягкий ботинок несколько комфортнее, он лучше вентилируется. В мягком ботинке мышцы и связки голеностопа могут получать тренирующую нагрузку. Поэтому в мягком ботинке особенно важны крепления. Лучше всего фиксирует стопу шнурковое крепление в сочетании с пяточной петлей и баклей – ролик будет единым целым с ногой. Если мягкий ботинок застегивается на две бакли, то нужно особенно придирчиво проверить надежность фиксации голеностопа, ибо для узкой стопы такого крепления может оказаться недостаточно, и тогда нога может «болтаться» в ботинке, что чревато травмами.

Шнурки – которые не видно на этой картинке, позволяют равномерно удерживать ногу, чтобы ребенок чувствовал себя единым целым с ботинком. Однако шнурки нельзя перетягивать, чтобы не затекла стопа. Бывают быстрые системы шнуровки (тогда ребенку достаточно потянуть за два шнурка и закрепить их специальным «бегунком») и обычные системы, в которых шнурки приходится затягивать и завязывать, как в обычных кроссовках.

Бакля – у многих роликов она выполняет роль верхнего крепления. Но есть модели, у которых все крепление ноги осуществляется двумя-тремя баклями – для быстрого надевания-снимания. Порой крепление одними баклями ухудшает фиксацию и повышает риск травм, особенно в мягких ботинках. Но, как мы уже говорили, такие ботинки могут отлично подойти маленьким роллерам с широкой стопой и высоким взъемом.

Пяточный ремень – важная часть крепления в мягких ботинках, хотя в некоторых моделях его нет. Но наличие пяточного ремня – большой плюс: он позволяет дополнительно зафиксировать пятку и уберечь от травм ахиллесово сухожилие. Кроме того, зафиксированная пятка не дает гулять центру тяжести тела относительно рамы конька, а это улучшает контроль за передвижением.

Рама – бывает пластиковая и металлическая. Считается, что металлическая (хотя если она выполнена из некачественных материалов, то может погнуться), но и пластиковую ребенок едва ли разгромит. Металлическая рама лучше передает усилие ноги в колеса, повышая маневренность ролика, пластиковая – более комфортна, с нею меньше чувствуются неровности асфальта.

Колеса – бывают пластиковыми и с каучуковой «шиной». На пластиковых хорошо кататься только по специальному полиуретановому покрытию, на асфальте же они беспардонно проскальзывают и цокают. Каучуковые колеса оптимальны для города (хотя каучуковые колеса бывают разной плотности: более мягкие лучше подходят для зала, а более плотные – для асфальта, но это уже тонкости на будущее). На некоторых моделях детских роликов, например, на популярных Roces Orlando, стоят колеса небольшого диаметра – 64 мм; на таких колесах удобно кататься по специальному покрытию или очень гладкому асфальту, при переходе на более шероховатое покрытие возникают некоторые трудности. На большинстве других детских роликов стоят колеса диаметром 72-76 мм. Колеса со временем изнашиваются, поэтому знайте: это заменяемый элемент. В случае необходимости вы можете прийти в спортивный магазин и купить новый набор колес взамен истрепанных старых. Еще один важный момент: в колесах скрыты подшипники. Легкость и скорость, с которой катятся ролики, во многом зависит от качества подшипников. Подшипникам противопоказаны лужи, пыль и песок, от этого они быстрее портятся. Подшипники, как и колеса, изнашиваются и заменяются. Но можно продлить им жизнь, периодически промывая их в бензине и заново смазывая. Различия подшипников и смазки для них – это отдельная большая тема, которую опытные роллеры прорабатывают на своих сайтах

Тормоз – присутствует, как правило, только на правом ботинке (его можно переставлять на другой ботинок, если левая нога ведущая). Можно встретить совет снимать тормоз с рамы, если мы хотим научить ребенка тормозить иным способом. Это бывает ценно при переходе на обычные ледовые коньки, а также просто «для общего развития». Существуют также новые более эффективные системы торможения, в которых полуавтоматический тормоз блокирует также последнее колесо.

Стельки – которые также не видно на картинке, сделаны из специальных материалов, благодаря чему они запоминают форму ноги владельца, а также смягчают неизбежные удары и вибрацию. Иногда в стельках присутствуют скрытые элементы, вроде антишока под пяткой, которые смягчают удары при прыжках.

Теперь вы лучше представляете, как ролики стоит подобрать ребенку.

0001 2879.jpg

Защита

На первый взгляд, может показаться, что роликовые коньки – очень опасный спорт, связанный с постоянными падениями и травмами. Но на этот счет существует статистика. Оказывается, травматизму роллеры подвержены гораздо меньше, чем другие спортсмены – футболисты, баскетболисты, гимнасты… Также американские исследователи выяснили, что при падении на льду вероятность ушиба головы составляет 13%, а при падении на роликовых коньках – только 3%. Все это немного успокаивает, но вовсе не означает, что ребенка можно ставить на ролики без защиты.

Хотя есть нюансы: в первые дни катания, когда вы больше водите ребенка за руку, при катании дома или в специальном зале можно легко обойтись без комплекта защиты. Больше того: в самом начале защита может мешать, сковывать движения. Но когда ребенок уже почувствовал силу и вкус к катанию, начал экспериментировать и самостоятельно выходит на асфальт, - его надо правильно экипировать. Ведь падения, ушибы и ссадины неприятны и опасны, к тому же они запросто могут отвадить маленького роллера от нового занятия. А защита не только уберегает чадо от ненужной «шлифовки асфальтом», но и выглядит внушительно, добавляя ребенку сходства с героями кино и мультфильмов.

В комплект детской защиты входят:

Налокотники и наколенники – защищают от ударов локти и колени. Они состоят из жесткой пластиковой «чашки», спрофилированной по локтю или колену, и мягкой амортизирующей подкладки. Такая «чашка с подложкой» крепится к суставу с помощью пары мягких тянущихся ремней на липучках – под и над суставом. Еще она может надеваться «чулком». Также бывает защита в виде «чулка», снабженная еще и ремешками. «Чулочная» защита не натирает кожу, а защита на ремнях может немного натирать руки и ноги, если ее надеть на голое тело. Надежность защиты зависит, по большому счету, от того, насколько хорошо защита сидит, то есть, насколько она анатомически адекватно выполнена. Детские налокотники и наколенники часто делаются одинакового размера и формы. Отличаются они только длиной пристежных ремней.

Защита запястий – защищает кисть от ударов с помощью жестких пластин сверху и снизу запястья. Самая частая травма при катании на роликах – это ушибы и прочие бедки именно запястий, ведь при падении человек инстинктивно вытягивает руки вперед, чтобы защитить самое ценное – голову. Стоимость комплекта детской защиты из наколенников, налокотников и накистников составляет 250 рублей за китайский набор на рынке, 400-600 рублей за простой фирменный набор, 600-700 р. за более продуманную анатомическую защиту и 1000-1100 р. за удобную анатомическую защиту «чулочного» типа.

«Нет шлема – нет роликов». Шлем служит для защиты головы. Не будем беспечны, побережем детскую голову. Травма возможна на любом повороте, особенно когда ребенок начинает самостоятельно пробовать силы. Кроме того, к роллеру в шлеме прохожие и водители относятся с бОльшим вниманием и уважением. На шлем часто наносятся светоотражающие узоры для безопасности в темное время суток. А вдруг ваш ребенок, натренировавшись, соберется ездить на роликах в школу или в гости к друзьям? Вашего разрешения он может и не спросить.

Чтобы шлем защищал голову, как надо, он должен подходить конкретной детской голове. В большинстве случаев, детские шлемы раздвигаются на несколько размеров, например: 46-50, 48-52, 52-56. Но, тем не менее, шлем лучше мерить, ведь форма головы – тоже индивидуальна, и какие-то модели будут крепче и уютнее сидеть на детском черепе. Обычный комплект защиты вы можете купить и заочно, ориентируясь на возраст или рост ребенка, а за шлемом стоит отправляться в магазин вместе с деткой. К тому же консультант сможет показать вам, как правильно подогнать и надеть шлем. Обращайте внимание на прочность, вес, удобство шлема и надежность застежки, а также на количество вентиляционных отверстий. Детские шлемы обычно выполняются из плотного пенопласта, покрытого снаружи мягким пластиком. В шлеме ребенок сможет кататься на скейте и велосипеде. Цена вопроса 400-900 р. за фирменный детский шлем в магазине. Не рекомендуем брать шлемы с рынков, они могут только усугубить травму: например, если при падении хрупкий пластик треснет и осколки ранят кожу головы и лица.

Есть родители, которые выделяют для совсем маленьких роллеров специальные штаны и нашивают дополнительно на их попу взрослый наколенник… Есть дети, которые поднаторели в езде и перешли к таким скоростям и трюкам, что им может понадобиться дополнительная защита, например, щитки на голени и бедра. Но большинству начинающих роллеров хватит и перечисленных средств защиты.

Важную роль в катании играют еще и носки. Носки служат прокладкой между ногой и ботинком ролика, они призваны сглаживать трение и уберегать детскую ножку от мозолей, а также выводить наружу влагу. Поэтому носки должны быть, во-первых, высокими, чтобы выступать из ботинка и предотвращать натирание голени манжетой ролика. Во-вторых, они обязаны отлично облегать ногу и быть при этом либо махровыми, либо двухслойными, либо просто толстенькими – так они будут минимально натирать ногу. В-третьих, пусть они будут с процентом синтетики (правило то же, что и для «подложек» к мембранной одежде): носки не должны впитывать пот и создавать благоприятную среду для размножения бактерий, они должны выводить его наружу. А из вентилируемого ботинка влага, по идее, будет улетучиваться. В спортивных магазинах можно приобрести специальные носки для больших и маленьких роллеров – полусинтетические, часто двухслойные, хорошо облегающие ногу и снимающие давление в зонах ноги, подверженных нагрузкам (цена вопроса – 300 рублей +/-). Хотя подобные носки можно поискать в магазинах одежды.

Кстати, об одежде. Для удобства катания одежда должна либо полуоблегать тело и тянуться при этом, либо быть очень свободной – особенно это касается штанов. Очень тонкая ткань быстро рвется при падениях, в очень толстой - жарко. Защиту можно надевать как под одежду, так и на нее.

20090809023221-ouygtbzofssfmbbcom.jpg

Уход за роликами

Конечно же, ролики нуждаются в уходе. Рамы, поверхность колес, жесткие ботинки и жесткие части мягких ботинок мы будем нежно протирать тряпочкой, следя, чтобы капли воды не попали в оси и на подшипники. Если мягкая вкладка жесткого ботинка или мягкий ботинок ролика заметно испачкались, то их можно постирать. У некоторых моделей мягкая часть легко отделяется от жесткой и ее можно смело засовывать в стиральную машину. Но у других (например, К2) сделать это не так-то просто, и ботинки приходится стирать над тазиком с водой, вооружаясь щеткой и мылом, ОБЯЗАТЕЛЬНО сняв колеса (иначе их придется смело выбрасывать в мусорное ведро или же проводить подшипникам полный курс реабилитации с помывк

Источник: summercamp.ru

Другие товары