Гардероб Папы Римского

Interregnum. Всего несколько недель назад отречение Папы Римского казалось событием немыслимым. Последний раз нечто подобное случилось около шести веков тому назад. В интернете много разного по этому поводу было написано, я лишь добавлю пару аспектов, о которых ни у кого не читала. Сначала одну мысль выскажу: отчего это событие вызвало такой большой резонанс. Не только потому, что это редкое событие в истории, да еще с фигурой такого ранга. А потому что сдвинулось с места нечто такое, что казалось неизменным в этом мире, незыблемым. Стабильность обрушилась и тут - и как бы ни были церковные дела безразличны многим, все же краем падающего камня царапнуло в подсознании. Что касается уважения к поступку Папы, о котором много где пишется - это уважение вполне в духе современного мира - поощрение бросать незаконченные дела, не донести свой крест до конца, IMHO. Но сам пост будет о другом. И побудило меня к этому высказывание в одном роялти-сообществе, куда кто-то запостил сообщение о Папе: зачем это тут, ни новых платьев не обсудить, ни драгоценностей. -)) Женщины, конечно любят тряпки обсуждать, но вот что касается Бенедикта XVI, то тут как раз богатая тема для обсуждений. Посмотрим на его одеяния? Честно говоря, я тоже не ожидала такого разнообразия, когда стала подбирать фотографии. Бенедикт, оказывается, кучу реформ провел в области одежды. ;-)

Начнем с головных уборов.

Тиара (греч. ?????, древний персидский головной убор) — тройная корона, отличительный высокий яйцеобразный головной убор, увенчанный небольшим крестом и тремя венцами и имеющий сзади две ниспадающие ленты, который носили папы римские с начала XIV века по 1965 год. Последним папой, который короновался тиарой, был Павел VI, в 1963 году. Для него была специально изготовлена тиара Миланской епархией. После коронации Павла VI тиара была помещена на алтарь базилики Святого Петра, а в 1968 году она была передана в дар Базилике Непорочного зачатия в Вашингтоне. После этого ни Иоанн Павел I, ни Иоанн Павел II, ни Бенедикт XVI не короновались тиарой. А Бенедикт XVI даже убрал тиару из папского герба.

Митра (греч. ?????, «пояс, повязка») — головной убор, часть богослужебного облачения в ряде христианских церквей. В латинском обряде Католической церкви митра (инфула) — принадлежность богослужебного литургического облачения высшего католического священнослужителя: епископов, архиепископов, митрополитов, кардиналов и папы римского. Митр у Бенедикта XVI было много разных. Часть из них покажу здесь, остальное увидите ниже.

Камауро (итал. Camauro; от лат. camelaucum, от греч. ???????????, «[шляпа из] верблюжьей шерсти», слово того же происхождения, что и камилавка) — головной убор Папы Римского. Папские камауро: красные, шерстяные или бархатные, отделанные белым горностаем, носятся обычно зимой. Папская камауро вышла из употребления после смерти папы римского Иоанна XXIII в 1963, но была восстановлена в декабре 2005 папой римским Бенедиктом XVI. Ношение Бенедиктом камауро вызвало в средствах массовой информации сравнения его с Санта-Клаусом и Фазер Крисмасом (Рождественским Дедом).

Пилеолус (лат. Pileolus от pileus — шляпа, колпак, также итал. Zucchetto, исп. Solideo) — шапочка (священника). Традиционный головной убор клира Римско-католической церкви, а также клира Англиканской церкви. Продолжил существование, как традиционный головной убор. Состоит из восьми сегментов, сшитых вместе с маленьким хвостиком сверху. Внешне практически идентичен традиционному еврейскому головному убору кипа. Все члены Римско-католической церкви, посвященные в духовный сан, обязаны носить пилеолус. Цвет пилеолуса определяется рангом его владельца. Пилеолус папы римского белого цвета, кардинала — красный или алый, епископов, территориальных аббатов и территориальных прелатов — фиолетовый, священники и дьяконы носят пилеолус черного цвета. Все представители епископата, то есть папа римский, кардиналы, титулярные епископы (обладающие званием, но не имеющие подчиненных территорий), епархиальные епископы носят пилеолус на протяжении большей части Св. Мессы, снимая его в начале Евхаристического Канона и возвращая на место в конце обряда причащения. Небольшая подставка, расположенная на алтаре, как правило, выполненная из меди или дерева, известная как funghellino, используется в некоторых церквях для хранения пилеолуса в течение этой части Мессы. Никому иному не позволено надевать пилеолус во время Мессы.

Также пилеолус остается на голове, когда духовное лицо надевает митру. Он располагается внутри митры. Так как митра не имеет дна, пилеолус располагается на голове, в то время как митра размещается вокруг него.

Капелло Романо (итал. cappello romano — буквально «римская шляпа») или сатурно (итал. saturno; потому что шляпа своим видом напоминает планету Сатурн) — круглая шляпа с широкими полями и полусферической тульёй, носимая католическим духовенством. В отличие от многих других атрибутов церковного облачения, эта шляпа не имеет церемониального назначения и являются, прежде всего, утилитарным головным убором, носимым в частной жизни. В настоящее время эту шляпу практически невозможно увидеть вне Рима, хотя с XVII века до 1970-х годов она была весьма популярной во многих странах с католическим большинством населения. Капелло романо изготовляют из бобрового меха или фетра, обычно с подкладкой из белого шёлка. Однако существуют некоторые различия в дизайне шляпы, зависящие от ранга её носителя. Папа римский носит капелло красного цвета с золотыми шнурами (прежде право на красную шляпу имели также кардиналы, пока папа Павел VI не лишил их этой привилегии, и теперь шляпы кардиналов, как и всех всех других клириков, имеют чёрный цвет).

Удивительно, что папа примерял и более светские шляпы:

Папские туфли - исторический элемент одежды, носимый епископом Рима. Папские туфли были формой епископских сандалий, носимых епископами. Папские туфли всегда были красного цвета. Красный был официальным папским цветом до XVI столетия когда папа римский Пий V, доминиканец, продолжил носить белое доминиканское монашеское одеяние. Папа римский традиционно носил туфли внутри папской резиденции, в то время как красную кожаную папскую обувь носил на открытом воздухе. Папа римский Павел VI прекратил использование папских туфель, но продолжил носить красные наружные папские ботинки, которые были оставлены папой римским Иоанном Павлом II в пользу полуботинок из кордовской коричневой кожи, сделанные в его родной Польше. Папа римский Бенедикт XVI восстановил использование красных наружных папских ботинок, подобные тем которые носил Павел VI. Такой фасон туфель называется лоуферы:

Моццетта (итал. mozzetta) — короткая накидка, которая охватывает плечи и застёгивается на груди. Она является элементом церковного облачения части духовенства Римско-католической церкви: папы римского, кардиналов, епископов и аббатов. Её носят также представители англиканского духовенства. Моццетта обыкновенно имела маленький капюшон сзади, но он был упразднен папой римским Павлом VI. Папа римский носит две разновидности моццетты: одна, невыровненная атласная моццетта и другая тёмно-красная бархатная отделанная горностаем моццетта.

Папская моццетта. с ее королевской отделкой, является напоминанием о днях папского могущества. Её носили круглый год понтифики шестнадцатого и семнадцатого столетия. Позднее её носили в основном зимой.

Еще обнаружилась такая необычная коричневая моццетта:

В остальную часть года Папы Римские носят, как и кардиналы, плащи из легкой шерсти.

Также, в период Пасхальной октавы, надевается белая моццета из дамасского шёлка, подбитая горностаем. Белая моццетта, которая надевается только в период Пасхальной октавы, была восстановлена папой Бенедиктом XVI в 2008. До того времени последний раз её надевал папа Павел VI 40 лет назад.





Каппа Магна или Плувиал (итал. pluviale, cappa, mantus от лат. pluvia — дождь) — элемент литургического облачения католического и англиканского священнослужителя. Представляет собой полукруглый плащ без рукавов, закрывается впереди пряжкой. Сзади находится декорированный воротник, что оставляется с капюшоном. Часто Каппа украшена вышивкой и украшениями. Используется при процессиях, вечерних и торжественных литургиях в римско-католической, англиканской и евангелистской церквях. Может использоваться также лицами, которые не принимали священства.

Казула или орнат (лат. casula — "плащ") — элемент литургического облачения католического священнослужителя. Главное литургическое облачение епископа и священника. Расшитая риза, схожая с далматикой, но без рукавов. Надевается поверх альбы и столы. Цвет варьируется в зависимости от праздника. Существуют два покроя казулы: романский и готический. На фото - образец папского облачения 16 века, которое Бенедикт XVI возвратил в обиход:

Наиболее привычный вид римского понтифика:

Но, кроме этого, Папа замечен в необычных фасонах одежды: стеганой куртке и белом пальто:

И к сутане необычного покроя (см. рукава) прилагается бейсболка!

Сто?ла - элемент литургического облачения католического священнослужителя. Шелковая лента 5-10 см в ширину (у папы шире) и около 2 метров в длину с нашитыми на концах и в середине крестами. Цвет варьируется в зависимости от времени церковного года. Епископ и священник надевают столу на шею таким образом, чтобы концы ее спускались до колен на одном уровне. Надевают столу как незавязанный шарф, не перекрещивая на груди, как было принято ранее. Как видите, у Папы есть разные варианты стол:

А вот какой-то необычный платочек:

Па?ллий, Паллиум (лат. pallium) — элемент литургического облачения папы римского и митрополитов латинского обряда католической церкви. Представляет собой узкую ленту из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью черными, красными или фиолетовыми крестами. Три из шести крестов украшены золотыми иглами с драгоценными камнями. На концах — обшитые черным шелком кусочки свинца. Носится поверх орната таким образом, чтобы один конец паллия свисал спереди, а другой — сзади.

Надо сказать, что хотя белый и красный цвета преобладают в папской одежде.

однако Бенедикт был замечен и в других цветах!

Лиловый:

Розовый:

Голубой:

Зеленый:

Желтый:

Золотой:

Золото с красным:

Золото с белым:

Черные одеяния показывать уже не буду, и так много всего. Как видите, гардероб Папы Римского весьма обширен, тем более что данная подборка отнюдь не исчерпывающая.

Папу римского нередко называют в шутку настоящей иконой моды: он славится умением одеваться. Несколько его предшественников подряд не обращали особого внимания на свою внешность. Сейчас невозможно не заметить поистине царственную красоту одеяний Бенедикта XVI. Роскошные ткани, сложные рисунки, тщательно подобранная гамма. Притчей во языцех стал случай, когда папа появился на мессе в красных туфлях от Prada. Говорят, в солнечную погоду он носит темные очки от Gucci. Понтифик удачно комбинирует вещи от западных дизайнеров с парчовыми, шелковыми и кружевными традиционными одеяниями.

Разумеется, папа не выбирает себе наряды перед зеркалом по утрам. Существует подробный свод указаний о том, как католический священник должен выглядеть на каждом из религиозных мероприятий. Учитывается время – в разные года нужно одеваться несколько по-разному, и сан церковнослужителя. (Кстати, у православных священников есть аналогичные правила). Зато не всегда регламентируются детали: состав тканей, размер вышивок, ширина окантовок и тому подобное. Вот здесь – простор для фантазии. Эти лазейки к индивидуальному стилю активно используют портные папы.

Несколько его предшественников подряд забывали надевать одну деталь папской одежды за другой. Взять хоть алую бархатную накидку с капюшоном, отделанную горностаем, моццетту. Ее величественный вид – отголосок шестнадцатого и семнадцатого столетий, когда папы были всемогущими, как монархи. Сначала моццетта лишилась капюшона при папе Павле VI. Иоанн Павел II вовсе вывел гламурную накидку из употребления. Новый папа не чурается надевать расшитую золотом моццетту.

При всем при этом вполне возможно, что Бенедикт XVI думает о том, что на нем надето, ровно столько, сколько об этом думал скромный Иоанн Павел II. Ведь рядом с понтификом всегда есть человек, в обязанности которого входит следить за папским гардеробом. За плечами «иконы моды» стоит серый кардинал стиля, личный секретарь папы Георг Гаэнсвайн. Если бы у мира моды был свой ангел-покровитель, то он наверняка выглядел примерно как этот человек. О тонком вкусе личного секретаря понтифика ходят легенды. Донателла Версаче создавала свою весеннюю коллекцию-2007, вдохновляясь его образом. "Я думала о простом, строгом и высоконравственном мужчине. И нашла строгость отца Георга очень элегантной", - заявила она. В Италии Гаэнсвайна называют Красивым Джорджем.

Если взглянуть на фотографии Бенедикта XVI и его предшественника, Иоанна Павла II, разница во внешнем виде становится очевидной. Там, где Иоанн Павел II надевал облачение без вышивки (кроме положенных крестов на плечах), Бенедикт XVI предстает в изящно расшитой по всей поверхности ризе. На событии, которое Иоанн Павел II посетил в одежде из неброской ткани, папа Ратцингер появляется в ярком и сияющем. Папа Иоанн Павел II мог небезупречно выбрать головной убор к костюму: например, золотистый к красно-белому одеянию. Бенедикт XVI ни разу еще не совершил подобной ошибки. Если на нем корона с золотым рисунком, то золото непременно будет присутствовать и на далматике, то есть верхней одежде: хотя бы маленький поблескивающий рисунок.

Кстати! А вы видели папу в обычном костюме?

Источник: renatar.livejournal.com

Другие товары