Головные уборы размеры

Определение размера головного убора кольцесантиметром

Гигиенические свойства головного убора зависят в основном от вида материалов, конструкции, способов обработки. Зимние головные уборы должны обладать хорошими тепло- и ветрозащитными свойствами, летние — воздухопроницаемостью, солнцезащитными свойствами. Большинство головных уборов делается на подкладке, в некоторых видах имеется прокладка из бортовки с жёстким аппретом, суровой бязи или клееной марли. Некоторые виды головных уборов имеют с внутренней стороны налобники или полуналобники.

Требования, предъявляемые к специальным головным уборам (для рыбаков, для рабочих горячих цехов, для работников общественного питания, для медицинских работников и т. д.), зависят от их назначения.

В СССР головные уборы изготовлялись следующих размеров: для взрослых — 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61 и 62; для детей школьного возраста — 50,51,52,53,54,55 и 56; для детей дошкольного возраста — 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53 и 54. Размеры определяются длиной окружности головы, выраженной в сантиметрах измеряемой по самой выпуклой затылочной части и середине высоты лба. На изделии размер устанавливался при помощи специального кольца-измерителя.

Мужские бытовые головные уборы изготовлялись нескольких более или менее установившихся типов. В советский период наиболее были распространены: фуражки, кепи, фетровые и соломенные шляпы, панамы, меховые шапки, тюбетейки. Однако и их использование не было в продолжении всего периода существования СССР. Это замертно на примере гражданских фуражек. широкое использование которых прекратилось в начале шестидесятых годов.

Женские головные уборы имели очень разнообразный широкий ассортимент как по используемому материалу, так и по фасонам. Были наиболее распространены жёсткие и мягкие фетровые, соломенные и шёлковые шляпы, меховые шапочки, береты.

Детские головные уборы подразделялись на головные уборы для мальчиков и для девочек школьного возраста, для детей дошкольного и ясельного возраста. Головные уборы для мальчиков школьного возраста — кепи и фуражки — выпускались таких же фасонов, как и мужские. Головные уборы для девочек школьного возраста изготовлялись из тех же материалов, что и головные уборы для женщин, но их фасоны были менее разнообразны, более просты.

Качество головных уборов проверялось в ОТК предприятия-изготовителя, которое обязано было гарантировать соответствие всех выпускаемых изделий требованиям стандарта, эталона на модель и сопровождать каждую партию поставляемых головных уборов документами, удостоверяющими их качество.

Маркировка, упаковка. Все виды головных уборов подлежали маркировке путём клеймения и прикрепления ярлыков. Фабричная марка (клеймо) ставилось посредством горячего прессования золотой или серебряной краской на налобники или в центре кружка подкладки, в некоторых случаях клеймо наносилось тиснением или при помощи специального трафарета (шелкографией).

Фабричная марка содержала наименование предприятия и его местонахождение. Подвесной ярлык пришивался к околышку, полям или налобнику сквозным проколом и сопровождался пломбой. Содержание надписей на ярлыке — укажем в разделе Швейные изделия.

Размещая этот материал оказалось, что упаковка головных уборов очень интересный вопрос! Т.е. естественно первоначалино не существоало вообще никакой упаковки для головных уборов. Потом их стали заворачивать или делать специальные коробки. Самыми известными остались шляпные коробки для женских головных уборов. Шляпные же коробки упаковывались в большие деревянные ящики, прокладываясь деревянной стружкой. Далее, когда мода и технология торговли изменились - упаковка поменялась. Партии головных уборов начали заворачивать в бумагу и класть в большие ящики. В более позднее время, каждый головной убор, имевший необходимость в сохранении формы, стал упаковываться в личную картонную коробку, что позволило поменять правила упаковки и транспортировки.

Упаковка должна была обеспечить сохранность внешнего вида и качества изделий при транспортировании и хранении. Технология упаковки не была постоянной весь советский период и несколько раз менялась. Например в пятидесятые и шестидесятые годы, первичная упаковка производилась в соответствии с ТУ на каждый вид изделия; при перевозке упаковывали в тару по существовавшему на тот момент ГОСТ 4869—50 «Тара для упаковки изделий из тканей, кожи, войлока, меха, стекла и фарфора». В ящики, предназначенные для головных уборов, вставлялась крестовина, которая образовывала в них гнёзда (клетки). Клетки в ящиках располагались в два этажа, первый ряд клеток имел дно и вынимался из ящика, открывая второй ряд. В ящике помещалась 72 кепи или 48 женских шляп. Мужские фетровые и соломенные шляпы упаковывали в ящики с гнёздами или в картонные коробки. В каждое гнездо вкладывали по три шляпы, одна в другую по восходящему номеру. При упаковке шляп с начёсом на головке каждой шляпы прокладывали крест-накрест бумажные полоски, а всю стопку в гнезде обёртывали папиросной бумагой. Гнёзда и стенки ящика с внутренней стороны выстилали бумагой. Между рядами головных уборов клали лист картона. Последний ряд покрывали бумагой. Женские и детские головные уборы, пошитые из тканей, вкладывали друг в друга по 10 штук, а затем обёртывали бумагой, такие пачки клали в ящик. Так же упаковывали трикотажные береты.

Упаковка меховых головных уборов имела свою специфику.

В маркировке упаковочных ящиков с головными уборами должны были быть указаны: министерство (ведомство); наименование предприятия-изготовителя, его адрес, вид и количество изделий, номер стандарта или ТУ.

Приёмка,



определение сортности. При поступлении головных уборов на склад, в кладовую или в магазин материально ответственное лицо обязано было проверить состояние тары и упаковки и произвести количественную и качественную приёмку. При приёмке и контрольной сортировке производился индивидуальный осмотр каждого изделия с внешней и внутренней стороны.

Обращалось внимание на то, чтобы головные уборы по внешнему виду соответствовали утверждённым моделям, а по качеству материала и выработке — соответствующим ГОСТ, ОСТ или ТУ. Качественная приемка швейных головных уборов производилась в соответствии с ГОСТ 4103—53 «Правила приёмки и методы проверки качества готовых изделий».

При определении сортности тканевые головные уборы (кепи, фуражки, панамы, жокейки, матроски) в зависимости от качества и правильности изготовления относили к 1-му, 2-му или 3-му сортам согласно соответствующему ГОСТ (например, начиная с пятидесятых годов действовал ГОСТ 471—52). Изделия, обуженные или укороченные по основным размерам на величину больше допусков, предусмотренных в стандарте или ТУ, относили к меньшему смежному размеру. При определении сортности учитывались: отклонение отделочной строчки от установленного расстояния от линии шва или от края детали; смещение козырька от средней линии; надтреснутый налобник; лопнувший картон; нитки не в тон цвету ткани; несовпадение швов; смещение фабричного штампа в сторону от установленного местоположения; неравномерность ширины налобника; неправильная пришивка налобника; разность между ширинами половинок или четвертинок верха головного убора; разное расстояние между краем бортика (поля) и краем головки; несовпадение шва бортика с центральным швом; несовпадение швов (например, при стачивании центрального шва), растянутость или посаженность четвертинок верха; подкозырёк, местами видный на лицевой стороне; перекошенность клеток ткани; неровный кант или кант больше установленной ширины (обуженный кант не допускался); слабо стаченные швы (видны нитки без растяжения шва); плохая выправка швов; слабина или складки на подкладке кружка и на налобнике; смещение подкладки; неравномерный заметно выраженный настил ваты и другие недостатки.

Для определения сортности головных уборов учитывались также дефекты ткани на открытых частях изделий: утолщенные места, близны, пролёты, прометки, отсутствие цветной просновки, разреженные места (недосеки), пятна, заломы. Заметная полоса на тканях головных уборов не допускалась во всех трёх сортах. Головные уборы, имевшие производственно-швейные допуски или дефекты ткани, превышающие пределы, установленные для 3-го сорта, являлись нестандартными и сдаче торгующим организациям и ведомствам не подлежали. При наличии в изделиях производственных допусков и дефектов ткани, относящихся к разным сортам, изделия оцениваются по допускам и дефектам низшего сорта. Подлежали также проверке линейные размеры головных уборов. Изделия измеряются на столе и на подставках. Сжатое измерительное кольцо вводили внутрь головного убора до совпадения верхнего края кольца с краем изделия или околыша, затем кольцо раздвигали так, чтобы оно плотно прилегало и изделие удерживалось на нём.

Ведущими предприятиями по изготовлению колпаков для шляп и мужских фетровых шляп являлись Щёлковская и Воскресенская фетровые фабрикики. Мужские и детские соломенные шляпы поставляла Завидовская фабрика. Кепи и фуражки пошивались на фабриках «Красный воин» (Москва), имени Самойлова (Ленинград) и др.

Хранение головных уборов. Склады и подсобные помещения, где хранили головные уборы, должны были быть сухими, отапливаемыми и вентилируемыми. Головные уборы хранились в специальных ящиках, коробках и просто в открытом виде на стеллажах. Лучшим способом являлось хранение головных уборов в ящиках с клетками. При хранении головных уборов на стеллажах стопками в открытом виде стеллажи должны были обязательно закрываться раздвижными занавесками. Особое внимание должно быть обращено на предохранение меховых шапок от моли.

Оптовая торговля головными уборами в конце пятидесятых-шестидесятые годы в основном осуществлялась через Главное управление оптовой торговли швейными, трикотажными, чулочно-носочными, меховыми изделиями и головными уборами Министерства торговли СССР (Главторгодежда) и Главное управление оптовой и мелкооптовой посылочной торговли — Кооппосылторг Центросоюза.

Розничная торговля головными уборами производилась: специализированными магазинами, узкоспециализированными магазинами «Мужские головные уборы», «Женские головные уборы», отделами (секциями) промтоварных магазинов и универмагов (городских и сельских), салонами женских головных уборов. Ассортимент для каждого типа магазина определялся в зависимости от особенностей спроса, контингента покупателей и объёма товарооборота.

Устройство и оборудование специализированного магазина и отдела универмага должны были обеспечивать хороший и всесторонний показ головных уборов покупателям, способствовать повышению производительности труда продавцов и создавать нормальные условия для продажи и хранения рабочего запаса головных уборов. Широко применялись внутримагазинные шкафы-витрины для показа имеющихся в продаже головных уборов и различные, большей частью вращающиеся, приспособления, на которых можно было одновременно показывать большое количество изделий. Верхняя часть шкафов использовалась для выставки образцов на подставках-стойках, а нижняя — для хранения лучшего обозрения рабочих запасов товаров. В нижней части шкафа (на высоте 90 см от пола) находится полка, имевшая передвижные дверки, верхняя часть имеет полки с раздвижными стеклянными дверками, где выкладывался рабочий запас изделий, служивший одновременно и для показа покупателям. Установки-стойки для головных уборов бывали одноместными и многоместными. Применялись также подставки, состоявшие из нескольких изогнутых металлических трубок различной длины, соединённых вместе в основании. Каждая трубка заканчивалась головкой, на которую надевался головной убор. Головки находились на различной высоте, поэтому изделия не загораживали одно другое.

Показ мужской шляпы

Источник: www.mintorgmuseum.ru

Другие товары