Золотая женская шапка - Шапка Мономаха

В своих завещаниях князь Иван Данилович – Иван Калита (внук прославленного Александра Невского) подробно перечислял всякие мелочи: ткани, одежды, всё до последнего камешка. В истории его знают не только как рачительного хозяина, но, главное, как дальновидного и умного политика. Действовал он всегда обдуманно и расчётливо, собирал вокруг Москвы земли русские, чтобы Русь крепла, а не дробилась на мелкие княжества. Много раз ему приходилось ездить в Золотую Орду. И каждый раз князь задумывался – вернётся ли обратно? Вот почему ему часто приходилось составлять завещания, или как тогда называли «духовную грамоту», где и переписывались все его сбережения и сокровища. Вот один из списков, оставленных великим князем:

Золотых цепей – 12

Но почему она так называется – шапка Мономаха?

Около 1518 года формулируется версия о её происхождении: шапка Мономаха – это дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Для чего нужна была эта легенда? В 1453 году Византия пала, пала существовавшая одиннадцать веков некогда блистательная, а теперь прогнившая Византийская империя. Пал второй Рим вслед за первым? А где же третий? Третий Рим – это Москва! Великий князь Иван III провозгласил себя впервые великим князем всея Руси, или Государём всея Руси. Он стал первым самодержавным правителем могущественной державы. А шапка Мономаха стала как бы символом преемственности власти русских князей от византийских императоров.

Шапка Мономаха - женская шапка.

И снова вернёмся в древнюю Русь? Шапка Мономаха не могла принадлежать Владимиру Мономаху, так как Константин Мономах умер, когда Владимир и на коня ещё не умел садиться – ему было не более двух лет. А о том, что он станет великим князем Киевской Руси, и не было даже речи. Исследователи доказали, что начало происхождения шапки – XIII — XIV век. Много версий – кому принадлежала эта шапка. Одна из самых вероятных версий, как предполагают историки, та, что шапка эта могла быть даром хана Узбека князю Юрию Даниловичу или его брату Ивану Калите. Шапка могла появиться вместе с появлением на Руси сестры хана Узбека, ставшей женой князя московского Юрия Даниловича. Тем более что некоторые исследователи склоняются к тому, что шапка Мономаха изначально была женская шапка. Подтверждением тому являются археологические находки и клады, в которых женские головные уборы очень близки по-своему декору с шапкой Мономаха. Кроме этого орнаментальные украшения шапки являются присущими искусству Золотой Орды.

Шапка Мономаха украшена рубинами, изумрудами и жемчугом, крепление которого аналогично креплению находкам из Симферопольского клада. В стержень навершия женских шапок тюрского происхождения вставлялись перья филина или павлина, а в шапку Мономаха был вставлен крест. Шапка Мономаха декорирована по



определённому принципу: восемь пластин – четыре из них с мотивом лотоса. Мотив лотоса имеет большое значение, так как несёт в себе и символическую функцию. Этот мотив характерен для Крыма и волжских Булгар золотоордынского времени.

В описаниях восточных и европейских путешественников, а также послов, побывавших в Золотой Орде, сообщается, что знатные татарские женщины имели головной убор в виде шлема, который был украшен самоцветами, на верхушке был золотой кружок, украшенный перьями павлина, что соответствует головным уборам тюрских народов, входивших в состав Золотой Орды.

Шапка Мономаха изначально имела несколько иной вид: не было опушки из меха, но были так называемые золотые цепочки – подвески, которые соответствуют женскому головному убору. Посол германского императора Максимилиана I к великому князю Василию III барон Сигизмунд Герберштейн описывает шапку Мономаха, нарядно убранную жемчугом и золотыми бляшками, которые колыхались, извиваясь змейками (речь вероятнее всего идёт о подвесках). А вот такая немаловажная часть шапки, как крест, даже и не упоминается, не упоминается и опушка из собольего меха, что говорит о том, что их раннее не было. И крест и опушка появились несколько позже.

Красота шапки обязана не только обилию драгоценных камней, её поверхность покрыта кружевом сканого узора, она украшена финифтью.

Тщательные исследования скани позволяют назвать шапку памятником золотоордынского искусства, тем более что учёные, знатоки искусства подтверждают, что технология кружевной скани – школа мастеров золотоордынской филиграни Крыма и Поволжья начала XIV века. Однако подобные ей были уже известны в Поволжье в домонгольский период, в X - XII веках. Это подтверждают археологические находки женских украшений того периода.

Символ самодержавия России – шапка Мономаха использовалась только при венчании на царство. Впервые венчался на царство шапкой Мономаха в 1498 году внук Ивана III — Дмитрий, которому, как известно в истории не суждено было стать государём всея Руси. Им стал Василий III, сын Ивана III и Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора… Как бы то ни было, но это было то время, когда Русь полностью избавилась от татаро-монгольского ига и превратилась в мощное великое государство.

Через несколько десятилетий юный Иван IV, будущий Иван Грозный, венчался ею на царство.

Шапка Мономаха становится символом централизованной власти России, символом высшей государственной власти.

Скорее всего дальнейшие исследования помогут подтвердить происхождение шапки Мономаха…

Кроме золотой шапки, есть еще салат называемый Шапка Мономаха. Был соблазн сделать такой салат и опубликовать фотосессию процесса, но наверное лучше оставить Милитту модным сайтом, лишенным кулинарных рецептов. При желании рецепт салата - Шапка Мономаха, можно без труда найти на многочисленных кулинарных сайтах.

Источник: mylitta.ru

Другие товары