Сарафан, как элемент русского народного костюма

Автор публикации:

искусствовед Дедкова Нина Николаевна

Историческая справка

Сарафан – собирательный термин, обозначавший длинную горничную одежду на широких плечиках или лямках.

Термин сарафан, имевший, вероятно, иранское происхождение, возник от слов «sapara» или «saparai» (одетый с головы до ног), обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами. В зависимости от материала, кроя или места бытования сарафан мог называться: саян, сукман, касталан, ферязь, шубка, клинник, атласник, кумачник, штофник, бархатник, пестрядник, костыч.

Сарафаны, или сарафанцы, были известны по русским письменным источникам начиная с XIV века. Первое упоминание о них относится к 1376 году, когда в Никоновской летописи эти термины были использованы для характеристики довольно узкой, длинной распашной мужской одежды. Однако описания их кроя и использовавшегося при изготовлении материала не были приведены.

Впервые термин "сарафан" как вид женской одежды упоминается в текстах XVII в. Это была одежда в виде цельного платья с рукавами или без них, с пуговицами или без пуговиц, надевавшееся через голову.

В XVIII – XIX вв. сарафан был известен на севере Европейской России, в центральных губерниях, на Волге и в Сибири. Его носили там как девушки, так и замужние женщины.

Наряду с холщовой рубахой сарафан входил в состав женского крестьянского костюма преимущественно в северных и центральных, а также ряда южных губерний Европейской России, Сибири, вплоть до 40-х годов XX века.

Во второй половине XIX века он получил широкое распространение в южных районах Европейской России как модный девичий костюм.

Впервые термин «сарафан» применительно к женской накладной или распашной одежде был зафиксирован в текстах XVII века. Эта была, судя по письменным источникам, горничная одежда в виде цельного платья с рукавами или без рукавов с пуговицами или без пуговиц, надевавшаяся через голову. Кроме того, сарафаном в этот период времени называли высокую юбку на лямках. Вопрос о том, был ли известен тип одежды на лямках в более раннее время, чем XVII век, в настоящее время дискуссионен. Одни ученые предполагают, что он бытовал уже давно, но обозначался другими терминами, такими как «ферязь», «касталан», «сукман», «саян», «шубка». Они использовались в некоторых районах России еще в начале XX века как аналог термину сарафан. Другие исследователи считают, что термин сарафан стал применяться в XVII веке к совершенно новой, неизвестной ранее одежде на лямках. В XVII веке сарафан, с рубахой, кокошником или венцом был одеждой женщин всех сословий России. В XVIII веке, когда дворянство и богатое купечество перешли на ношение одежды европейского типа, сарафан превратился в одежду небогатых слоев населения (.купечество, ремесленники, крестьяне). С середины XIX века он стал только крестьянской одеждой. Крестьянские девушки и замужние женщины использовали его как праздничную, повседневную и рабочую одежду вплоть до начала 20-х годов XX века. Позднее он сохранялся как одежда женщин старшей возрастной группы, а в 50…60-е годы как погребальная одежда.

Ткани для сарафанов

В связи с большим спросом среди купечества, мещанства и зажиточного крестьянства на шелковые ткани для изготовления традиционных русских сарафанов отечественные мануфактуры в конце XVIII в. наладили выпуск специальных "сарафанных" тканей. Центром их производства был Коломенский уезд, г. Коломна.

Сарафанные ткани поражают яркостью расцветок и броскими узорами. Чаще всего это были изображения букетов цветов, которые заключались в клеимы, обвитые лентами, концы лент завязаны бантами. Характерной особенностью этих тканей было использование в узоре черных нитей. Это создавало иллюзию объемности рисунка, подчеркивало в нем игру светотени.

Н. Солонинкин. "Хоровод". Миниатюра. 1992г. Федоскино.

По качеству материала костюма определяли степень зажиточности и даже сословную принадлежность его владельца. Так, крестьянские девушки в соответствии с их богатством или бедностью в праздник водили отдельные хороводы: наиболее богатым был хоровод "бархатниц", затем хоровод девушек, одетых в "гарусники" – сарафаны из шерстяной ткани, а бедные составляли хоровод из одетых в "ситцевики".

В зажиточных семьях праздничные сарафаны шили из парчи, шелка, бархата. В северных губерниях самыми завидными невестами считались девушки, носившие "золотые" сарафаны вышитые золотными цветами по белой ткани.

Вместе с тем в некоторых северных губерниях девушкам до двадцатилетнего возраста не полагалось носить сарафаны из атласа или гаруса.

Бережное отношение крестьян к своей одежде подтверждается также и тем, что в особо праздничных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять столь тяжело доставшийся наряд. На свадьбе невесту в самом дорогом сарафане под руки выводили к гостям, после чего ее уводили и переодевали в менее дорогой. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных сундуках – больших коробах из липы.

Типы сарафанов

К середине XIX века сформировались четыре наиболее широко распространенных и устойчивых типа сарафанов:

  • туникообразный глухой косоклинный;
  • косоклинный распашной или с центральным передним швом;
  • прямой круглый или московский; прямой с лифом;
  • прямой с лифом на кокетке (полуплатье).

Типы конструкций русских сарафанов (основные и производные)

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан

Этот тип сарафана являлся самым древним и просуществовал до конца XIX века под названиями «шушун», «саян», «ферязь», «дубас», «глухарь», «костолан» и др. Отличительной особенностью глухого косоклинного сарафана являлось его цельное переднее полотнище. Наиболее древний его вариант – глухой туникообразный сарафан – шился из одного перегнутого пополам полотнища ткани, образующего переднее и заднее полотнища сарафана. Бока его в швах расширялись вшивавшимися по всей длине скошенными вверху двумя прямыми отрезками ткани или клиньями с подклинками.

Вырез ворота делался в центре перегнутого полотнища. Он был небольшим (округлым



или прямоугольным) с неглубоким нагрудным разрезом, с застежкой на пуговицу или с завязками.

В процессе своего бытования глухой сарафан претерпел некоторые изменения в крое. Его перестали шить туникообразным – широкие лямки начали выкраивать вместе с небольшой спинкой из заднего полотнища ткани. При этом переднее полотнище продолжало делаться цельным.

Девичья праздничная одежда. Вторая половина XIX века. Воронежская губерния.Государственный исторический музей.

Глухие косоклинные сарафаны шились преимущественно из тканей домашнего изготовления – красного сукна, черной и темно-синей шерстяной домотканины, белого и синего холста. Вырез ворота, проймы для рук и подол глухих сарафанов украшали обшивкой из крашеного холста или кумача, в некоторых случаях узкой полосой вышивки и аппликацией из ткани.

Туникообразный глухой сарафан имел широкие плечики и небольшие овальные проймы для рук. Некоторые разновидности глухого сарафана имели сзади откидные фальшивые декоративные рукава, пришивавшиеся к краю проймы. Этот сарафан был распространен во всех губерниях Европейской России, в Приуралье и Сибири. Он сменил в это время глухой сарафан и в губерниях северо-запада страны.

2. Распашной или с центральным передним швом косоклинный сарафан

Шился такой сарафан из трех полотнищ ткани – двух впереди и одного сзади. В нижней части в его боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Передние полы застегивались на металлические пуговицы и петли из тесьмы или сшивались. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани.

Праздничная одежда. Первая половина XIXв. Тверская губерния. Государственный исторический музей.

Косоклинные сарафаны получили распространение к началу XIX века в северо-западных губерниях – Новгородской, Псковской, в Сибири и на Алтае, в Восточной Латвии, а также в указанных выше южнорусских губерниях.

Праздничная одежда. Начало XIXв. Север России. Государственный исторический музей.

Ткани, использовавшиеся для изготовления распашных косоклинных сарафанов, были самыми разнообразными. Среди них встречались холщовые и шерстяные домашней выделки ткани различных цветов, а также набойка, бархат, парча, полупарча, тафта, штофный шелк, кумач, нанка, китайка и другие хлопчатобумажные фабричные ткани. Часто для тепла или придания жесткой формы сарафаны шились на холщовой подкладке.

На края передних пол сарафана или соединявший их шов нашивались имевшие, помимо чисто утилитарного значения, еще и декоративную функцию различного вида пуговицы – дутые, украшенные чернью, гравировкой и зернью из серебра, литые оловянные и медные, саженные мелким речным жемчугом и перламутром, металлические с цветными стеклянными вставками. Их количество и ценность зависели от того, на какого назначения сарафан они нашивались.

Праздничная одежда. Конец XVIII - начало XIXвв. Север России.Государственный исторический музей.

Будничные сарафаны шились из более простых, а праздничные – из дорогих тканей. Украшения сарафанов, нашивавшиеся вдоль передних пол и по подолу, тоже различались. У будничных сарафанов это могли быть полосы кумача или текстильные ленты с неярким узором, у праздничных – металлическое кружево, позумент, бахрома, шелковые ленты и тесьма.

Рубахи, надевавшиеся с распашными косоклинными сарафанами, отличались от рубах, использовавшихся с глухим сарафаном, богатым декором в верхней части.

Сарафан. Начало XIXв. Олонецкая губ. Российский этнографический музей. г.С.-Петербург.

3. «Круглый» или «прямой» («московский») сарафан

Наиболее популярным и широко бытовавшим почти на всей территории расселения русских крестьян к середине XIX века стал третий тип сарафана, получивший название «круглого» или «прямого» («московский»).

Одежда крестьянки. Конец XIXв. Архангельская губерния. Государственный исторический музей.г.Москва.

Он шился преимущественно из ткани фабричного изготовления, в виде широкой высокой юбки, присборивавшейся на груди. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивали лямки.

Узкие лямки сарафана выкраивались из той же ткани или тесьмы и пришивались на груди и спине.

Будничные круглые сарафаны шились из клетчатой домашней пестряди и фабричных тканей темных тонов. Праздничные – из набойки, кумача, яркого ситца и сатина, шелка, кашемира, парчи и полупарчи. Подол, а иногда и грудь круглых сарафанов, украшали нашивками позумента, бахромы, шелковых лент, тесьмы, аппликациями из ткани.

Круглый сарафан был прост в изготовлении, легок, более ярок, чем холщовая крашеная одежда, и поэтому быстро стал популярен и значительно потеснил громоздкий косоклинный сарафан в крестьянском быту. Он шился из четырех – шести прямых полотнищ ткани – «точей». Первоначально круглый сарафан служил преимущественно одеждой молодых женщин, но постепенно он завоевал симпатии у всех возрастных групп населения.

Праздничная одежда. Конец XIX - начало XXв. Вологодская губерния. Государственный исторический музей.г.Москва.

Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Последний назывался "с передком" или "с грудкой".

4. Сарафан с лифом

Вариантом круглого сарафана являлся сарафан с лифом. Он состоял из двух частей: пышной сосбореной юбки и пришивавшегося к ней, плотно охватывавшего грудь лифа. Застежка делалась по центру переда на пуговицы или крючки и петли.

Такие сарафаны бытовали в центральных районах России. Сарафан с лифом стал прототипом безрукавного приталенного платья.

В современное время модные дизайнеры в своем творчестве часто обращаются к теме русского народного костюма и в частности к теме русского сарафана. На подиумах все чаще и чаще можно увидеть элементы этого русского народного костюма.

Читать другие статьи


Другие товары