Балетный костюм

балетный костюм

Скачать:

Предварительный просмотр:

Что такое балет?

Бале?т ( фр.   ballet. от итал.   ballo  — танцую) — вид сценического искусства ; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический  замысел, либретто. в XX веке  появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке. Основными видами танца в балете являются классический танец  и характерный танец. Немаловажную роль играет пантомима. с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются другие техники танца, а также элементы гимнастики, акробатики, восточных единоборств и т.п.

Зарождение балета.

Танцевальный класс Эдгар Дега. 1872

В начале — как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии. во Франции  расцветает как пышное торжественное зрелище — придворный балет. Началом балетной эпохи во Франции и во всем мире следует считать 15 октября 1581 года. когда при французском дворе состоялось представление зрелища, которое принято считать первым балетом — «Комедийный балет королевы» (или «Церцея»), поставленное итальянским скрипачём, «главным интендантом музыки» Бальтазарини де Бельджозо. Музыкальную основу первых балетов составляли придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века  появляются новые театральные жанры, такие как комедия -балет, опера -балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века  благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Жан Жоржем Новерром .

Русский балет.

В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIX века благодаря деятельности французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло. Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе. Начало XX века ознаменовалось новаторскими поисками, стремлением преодолеть стереотипы, условности академического балета XIX века…

Балетный костюм: в чем танцуют балерины?

История балетного костюма вполне логична. Когда на сцене главенствовали медленные менуэты, костюмы были длинными, тяжелыми, расшитыми драгоценными камнями, со множеством юбок и подъюбников. По мере того, как танец усложнялся, соответственно, эволюционировал и костюм. Вначале убрали корсеты, юбки становились все короче и легче, а декольте все откровеннее.

Пачка.

Впервые в том, что сейчас называется «пачкой», на сцену выпорхнула балерина Мария Тальони, первая Сильфида и прародительница   «романтичного балета» (Тальони известна еще и тем, что она первая из балерин в мире стала на пуанты, но об этом позже).

Невиданная доселе газовая юбка, сплетенная, казалось, из воздуха, узаконила балетный костюм. Первое время танцовщицы (особенно с некрасивыми кривыми ногами) даже бурно протестовали против новаций, но потом успокоились – очень уж красиво смотрелось это воздушное облако.

В общем, как вы поняли, чем техничнее становился танец – там проще и короче становился костюм. К привычному нам сейчас виду пачки пришли где-то к середине ХХ века.

Теперь разберемся с названиями. Пачки бывают разными и меняют свой вид, в зависимости от балета.

Tutu – смешное французское слово, которое как раз и переводится как пачка. Именно это слово используется в английском языке для обозначения балетной юбки.

Классическая пачка – блиноподобная круглая юбка. В таких танцуют балерины, как вы наверное догадались, в самых что ни на есть классических балетах: Лебединое озеро, Пахита, Корсар, 2 и 3 акт Баядерки, Щелкунчик и т.д.

Стандартный радиус пачки – 48 см. Но чаще всего  размер окружности варьируется – в зависимости от роста балерины, партии и общей стилистики спектакля. Солистки, в зависимости от своих физических данных, могут самостоятельно выбрать форму пачки – украшающую именно их ноги: они бывают ровные, параллельные полу, чуть опущенные, с пышным низом или, наоборот, совершенно плоские.

Романтическая пачка или «шопенка»  - длинная юбка из фатина. Именно она отвечает за создание «нездешних» фантастических образов – призрака погибшей Жизели, прекрасного духа Сильфиды. А апофеоз романтического балета «Шопениану» так и вовсе невозможно представить без этих чудесных воздушных юбок – они создают иллюзию полета, воздуха, свободы, абсолютной нереальности происходящего.

Длинная пышная юбка, понятное дело, скрывает ноги балерины. С одной стороны, это отвлекает от возможных недостатков, а с другой – привлекает   все внимание на стопы. А ведь романтические балеты насыщенны мелкой техникой и некрасивые нерабочие стопы без высокого подъема несколько сбивают с романтического настроя.

Есть еще такое понятие как тюник или тюника  – это та же самая пачка, балетная юбка.

Хитон  – это однослойная юбка чаще всего из шифона. В хитоне, например, исполняется партия Джульетты.

Пачки, шопенки, тюники и т.д. бывают как сценические. так и репетиционные .

Если костюм, например, Одетты, в котором балерина выходит на сцену, представляет собой единое целое – то есть сшитые верхняя (лиф) и нижняя часть (собственно, пачка), то репетиционный костюм – это только юбка с «трусиками», которая надевается на репетиционный купальник (шопенки – без трусиков, просто юбка на кокетке).

Репетиционные пачки состоят из меньшего количества слоев.

Вы спросите, а зачем пачка на репетиции?



Ведь вполне можно обойтись стандартной репетиционной одеждой – трико и купальником. Но репетировать обязательно нужно в том, в чем потом балерина выйдет на сцену – так можно следить за тем, чтобы юбка не задиралась, чтобы партнер ее не цеплял, чтобы контролировать общий рисунок танца.

Пуанты

Пуанты (от фр.   pointe  — острие; иногда колки или каски) — обувь. которая века, постепенно превращаясь в обязательный элемент классического балета. Танец на пуантах исключительно женский.

Это слово имеет два близких друг другу значения.

    Пуантами называются кончики пальцев ног. Танцевать на пуантах - обозначает танцевать, опираясь не полностью на всю стопу, а только на пуанты. Эта система балетного танца стала использоваться в самом начале 19 века.

2. Пуантами называются специальные балетные тапочки, в которых балерина танцует, опираясь на кончики пальцев ног (на пуантах). Используется при исполнении женского классического танца .

Впервые на сцену в пуантах-тапочках с жесткой пробковой прокладкой вышла 3 июля 1830 года Мария Тальони  в партии Флоры в балете « Зефир и Флора » в Ковент-Гарден. Лондон. Она же самой первой стала танцевать на пуантах-пальцах — в 1832 году в парижской Гранд-Опера  в балете « Сильфида » в постановке Ф.Тальони. А самой первой русской балериной – исполнительницей на пуантах называют Авдотью Истомину .

Атласные туфельки-пуанты – важнейший рабочий инструмент балерины. За один спектакль солистка иногда меняет их по три раза. Звезда дореволюционного Мариинского театра Ольга Спесивцева на репетициях и выступлениях «станцовывала» за сезон по 2000 пар.

В театральных мастерских для каждой танцовщицы шьют обувь по индивидуальной мерке и только вручную. Но даже изготовленные по спецзаказу туфельки приходится «доводить до кондиции»: на репетицию балерины нередко приходят с… молотком. Он нужен, чтобы размягчить новые пуанты и оставить твердым только самый носок.

Гарантия качества – уникальные руки мастеров, ведь 80–90% операций производится вручную. Где вы еще увидите мастера сидящим на такой же, как в средние века, низкой деревянной «табуретке», где вместо сиденья – переплетенные кожаные полоски? И специальным молотком полирующего еще сырой носок пуанта?

Балетная туфелька состоит из 54 деталей, которые, будучи собраны в готовый пуант, должны идеально облегать колодку. Верх пуантов выкраивается из атласа и бязи. Бязь используется как самая гигиеничная ткань. После 11 км (примерно столько «проходит» солистка за спектакль) ноги у балерины абсолютно мокрые. Атлас на пуантах должен быть прочным, чтобы долго не протираться, и податливым, чтобы идеально облегать носок. А еще он должен не бликовать под лучами софитов и не отвлекать насыщенным цветом зрителей от собственно танца. Поэтому после долгих исследований в НИИ шелка был выбран состав из вискозы и хлопка персикового полутона. Подошва пуанта вырубается из натуральной кожи.

Самую важную деталь пуантов – «коробочку» (так называют жесткую часть над опорным пятачком), делают из шести слоев обыкновенной мешковины и текстиля, наклеивая их одну за другой на вывернутый носок, как в папье-маше. Надев сырую и податливую заготовку на колодку, мастер оглаживает ее, придавая нужную форму, а потом и полирует молотком. Клей варят в основном из натуральных компонентов. Так что при особом желании современные пуанты можно… съесть без особого вреда для здоровья, как это некогда сделали петербуржские поклонники великой Тальони.

Чтобы чувствовать колодку и ткань, мастера собирают туфельки не на столе, а на собственных коленях. Готовая пара тщательно проверяется: будучи надета на колодку, она должна стоять без поддержки.

Мужской балетный костюм.

История мужского балетного костюма начиналась с костюмов такой сложной конструкции, что сейчас очень тяжело себе представить, как в подобных нарядах можно было хотя бы просто ходить, не говоря уже о том, чтобы исполнять различные сложные трюки во время танца. Но со временем балетные танцовщики одержали победу в нелегкой борьбе за освобождение не только от сложных и неудобных костюмов, но и от большого количества одежды в принципе.

Однако для этого им пришлось пройти долгий и нелегкий путь. Первые балетные танцовщики выступали в масках и высоких париках с пышно взбитыми волосами, поверх которых надевался головной убор. Из одежды на них были юбки на каркасе длиной до колена, длинные мантии и т.п. Танцевали мужчины в башмаках на высоком каблуке. К концу ХVIII века техника танца усложняется, и костюмы становятся более легкими и изящными. И на протяжении последующих столетий костюмы становятся все легче и откровенней, доходя до таких крайностей, как бандаж и даже полная обнаженка. Сегодня танцоры классического балета обычно выступают в обтягивающем трико и водолазках или с открытым торсом, поражая зрителя грацией своих движений и совершенством тренированного тела.

Костюмы «принцев» в различных спектаклях, могут считаться настоящим произведением искусства. Так как в отделке используется большое количество парчи, бархата, золотых и серебряных шнуров и тесьмы, различной бижутерии и камней. Балетные костюмы придворных ( колеты или камзолы  ), тоже обильно украшаются разнообразной отделкой. Костюмы второстепенных персонажей, хотя и не имеют яркой отделки, но тоже выглядят  интересно, например доспехи рыцарей или стража султана.

Когда, во время спектакля, сливаются воедино - музыка, танец, свет, декорации и костюмы, то испытываешь настоящее  чувство восторга. Особенно, если смотреть классические постановки – «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Карсары», « Лебединое озеро» и др. потрясающие спектакли с в исполнении настоящих мастеров балета.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Костюм "Земля"

Костюм выполнен из старых физических карт мира для показа на проведении недели " Искусства и астрономии" и приурочен к 1.

Источник: nsportal.ru

Другие товары