Исторические костюмы

исторические костюмы

Исторические костюмы в кинематографе

Уважаемые форумчане, предлагаю вам начать обсуждение исторических костюмов в кино, как на ваш взгляд и в каком фильме проявилась та или иная эпоха. Благо недостатка в таких фильмах в мировом кинематографе нет, и взять период от Древнего Египта до 1960 года. Но сначала небольшие краткие характеристики эпох. (Источники: "История костюма" М.Тильке, В.Брун; "История костюма" М.Мерцалова)

Древний Египет (IV-I тысячелетие до н.э.)

Основные характеристики древнеегипетского костюма – плиссированные и драпированные элементы одежды (передники) трапециевидные, треугольные и веерообразные. Кожаные пояса, плотно прилегающие жилеты, широкая мешкообразная рубаха без рукавов. У женщин были длинные доходящие до лодыжек рубахи, которая начиналась под грудью и держалась на бретельках. Рубаха всегда плотно прилегала к телу, но однако не сковывала движения, потом она осталась лишь как одежда бедняков, а у знати появляется плащ, как у мужчин, так и у женщин, который драпировался и крепился самыми разнообразными образами. Люди носили украшения: воротник-ожерелье из различных бус, браслеты выше локтя, на запястьях и на лодыжках. Материалом для одежды служили белое льняное полотно и хлопковая ткань. Очень многие брили голову, как мужчины так и женщины. А на головах кроме красивых головных уборов, носили также парики сплетенные из травы и окрашенные в различные цвета. Также был всячески развит макияж, которым пользовались и женщины и мужчины.

В кино одним из ярких представителей Древнеегипетского костюма является фильм «Фараон»

Древняя Греция и Рим.

Греция.

Костюм этого периода характеризуется драпировками в огромных количествах. Основные элементы костюма: хитон – рубаха со швом на плечах (и женская и мужская) носимая не подпоясанной вместе с накидкой на левом плече – гиматием. Женский хитон мог на плечах просто скрепляться различными украшениями, его стали подбирать на талии, а позднее под грудью. Что бы гиматий хорошо держался при драпировках в четыре его угла зашивали маленькие свинцовые грузики. Одним из элементов древнегреческой одежды являлся шерстяной плащ, он был одинаковым и у мужчин и у женщин, но как мужская одежда имел название хлена. а как женская — пеплос. Его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками. По-видимому, под хленой мужчины носили узкий передник. повязанный вокруг бедер.

Впоследствии женский гардероб благодаря ионийской моде стал намного богаче: появился ряд новых форм, например скроенная и сшитая верхняя одежда с рукавами, по форме сходная с современными блузами и жакетами. Однако затем Ионийский наряд был оттеснен на задний план после греко-персидских войн и пробуждения национального самосознания. Реформа началась со Спарты и — в большей или меньшей степени — охватила всю Аттику. Теперь хорошим тоном стали считаться простота и сдержанность.

В противоположность просторному гиматию — одежде женщин и взрослых мужчин — юноши (эфебы ) и молодые воины носили хламиду — легкий короткий плащ для верховой езды, также прямоугольный (1 м в длину, 2 м в ширину), с цветной каймой и кистями на нижних концах. Его накладывали на левое плечо, а верхние концы соединяли на правом застежкой — аграфом .

Женских шляп греческий костюм почти не знал, тем большее значение придавалось искусно сделанной прическе. Кроме гиматия, женщины закрывали голову очень коротким покрывалом (kredemnon ), которое доходило до глаз, а сзади свободно падало на затылок и спину.

Рим.

Костюм римлян изменялся в прямо противоположном направлении: от простой, непритязательной формы к претенциозной избыточности и помпезному великолепию.

Подобно Греции времен персидских войн, Рим выработал свой тип национальной одежды, который ко II в. до н.э. оформился как величественная тога. у женщин -палла .Этот величественный, но неудобный, стесняющий движения наряд сохраняется только как гражданский (парадный) костюм, а повседневной становится одежда, очень близкая к греческой. Ту же роль, что в Греции хитон, в Риме начинает играть туника (лат. tunica ). Разница между туникой и хитоном заключалась в том, что хитон состоял из одного куска ткани и наматывался на тело, туника же (как разновидность длинной блузы) надевалась через голову. Штаны сначала не были известны Римлянам, но с течением времени и службы в северных европейских странах, они пришли и в Рим.

Что касается причесок, то римские мужчины мало обращали время на свои шевелюры, у них никогда не было таких роскошно завитых локонов, как у греков. Женщины так же поначалу были очень скромны и просты в своих запросах на прически, однако впоследствии прически становились всё более сложными и помпезными и требовали помощи при создании нескольких рабынь.

Такие фильмы как "Гладиатор". "300 Спартанцев", "Троя", "Александр" и др. ярко характеризуют костюмы той эпохи.

Византия (ранний и средневизантийский период)



284-1025гг.

Византийский костюм представляет собой смесь из древнеримской и восточной одежды. Основные компоненты византийского костюма – длинная рубаха юбка с рукавами (туника или хитон) и плащ, который набрасывался сверху и скреплялся аграфом на правом плече. Этот плащ походил на римский, однако, был длиннее и у знати был из дорогих материалов с богатой отделкой, часто с четырехугольной вставкой на груди – знаком высокого положения, подобным широкой полосе на тунике римского сенатора. Мотив окутывания всех членов тела со временем проявляется все сильнее, так что даже туника с рукавами, доходящая до ступней, постепенно становится совершенно гладкой, и лишенная складок, напоминает мешок. Богатая отделка из золотых полосок, украшенная драгоценными камнями и жемчугом, покрывала всю поверхность одежды и усиливала впечатление прямолинейности и жесткости. У дам нижняя туника плотно прилегала к шее и была с длинными рукавами, сужавшимися к запястью. Поверх нее одевали вторую тунику с короткими открытыми рукавами. Общее впечатление от Византийской одежды – полная непроницаемость. Нагота стала греховной. В кинематографе можно увидеть яркие представители византийского костюма, например в наших русско-народных сказках «Илья Муромец», фильмах «Александр Невский», «Иван Грозный» особенно в одеянии царей, в отличии от Европы в России византийский костюм держался очень долго в различных вариация, вплоть до Петра I.

Средневековье (800-1480)

Позднеантичные элементы в одежде мужчин — это прежде всего длинная, до пят, туника или далматика с богатыми украшениями — полосами (clavi ) или вышивкой золотом по краю, у женщин — полудлинная или свободно падающая туника с такой же вышивкой, а под нею — длинная и широкая нижняя рубаха. Традиционно германской мужской одеждой были широкая, большей частью подпоясанная куртка в форме блузы с длинными рукавами и длинные штаны, завязывающиеся на икрах; далее до ступней шли обмотки.

Обувью служили кожаные «крестьянские башмаки» без каблуков, затянутые ремнями (немецкие крестьяне носили их вплоть до середины XVI в.). Мужской плащ скреплялся на правом плече металлической застежкой. В женской одежде получил наиболее широкое распространиение в основном позднеантичный тип византийской одежды.

На историю XII и XIII ст. наложили особый отпечаток, главным образом в Германии и Франции, рыцарство и куртуазная поэзия Религия, честь оружия и культ дамы — вот три святыни, которым служил рыцарь. Особенно важным считалось освоить семь рыцарских искусств: верховую езду, плавание, стрельбу из лука, кулачный бой, птицеловство, игру в шахматы и сочинение стихов.

Теперь считается «мужественной» тонкая, грациозная фигура молодого человека; идеалом становятся юноши Парсифаль и Тристан. Мужчины носили две одежды — одну поверх другой: верхняя, длинная и широкая (suckenie или suggenie ), была без рукавов, с прорезями для рук, часто отороченными мехом; из них выходили длинные узкие рукава нижней одежды или сорочки.

Длинные кудри украшали по праздникам обруч или венок ювелирной работы, либо венок из живых цветов. Это праздничное украшение (schapel ) характерно для всего средневековья. Женская одежда существенно не отличалась от мужской.

Боевое снаряжение воина и рыцаря дополняло картину средневекового мужского облачения. До начала крестовых походов (1096 г.) в Германии, Франции, а также у нормандцев были в употреблении чешуйчатые панцири и панцири из колец. Существовало две разновидности шлема: в виде полусферы, плотно, как шапка, прилегающей к голове (шлем с застежкой), и в виде остроконечного конуса, окованного железом (шлем с острием, остроконечный шлем). Оба шлема имели спереди вертикальную полоску (nasale ), защищавшую лицо. В XII ст. произошли коренные изменения: появилась кольчуга. Теперь тонкие железные кольца стали вплетать одно в другое и склепывать так, чтобы они образовывали плотную, эластичную сетку, благодаря чему отпала необходимость в подложке из ткани.

Период поздней Готики 1370-1480

Новое направление сложилось в течение XIV ст. То, что ранее едва отваживалось проявиться, — подчеркивание тех или иных форм тела путем изменения силуэта, противопоставление частичного обнажения окутыванию — теперь с полной определенностью осознается как мода — в смысле стилизации тела посредством одежды. Поскольку верхняя одежда, которую раньше надевали через голову, стала теперь настолько узкой, что ее пришлось разрезать спереди и снабдить застежками, последние впервые приобрели исключительно важное значение.

Штаны и чулки еще продолжали существовать как одно целое в виде сквозных тесно прилегающих паголенков или штанов-чулок. Обувь была удлинена сверх всякой меры. Наибольшее значение придается формам головных уборов. Мужчины носят прежний средневековый капюшон, видоизменяя его в соответствии с модой. Женщины носят вилообразный или «двурогий» чепец с ниспадающим покрывалом или широким свисающим краем. Вся одежда была остроносая, с отделкой в виде зубцов.

Посмотреть на многочисленные костюмы периода Средневековья можно в таких фильмах как "Александр невский". "Пришельцы" и т.д.

Последний раз редактировалось Растяпа; 02.03.2009 в 00:08 .

Источник: forum.kinopoisk.ru

Другие товары