Мужской костюм, прически и мужчины-модники 18 века.

костюм 18 века

Модники были распространенным явлением во все времена,в истории костюма много примеров, когда мужчины тратили на свои туалеты целые состояния. В арсенале модников были драгоценные ткани и отделки, вышивка золотом и камнями, необыкновенной красоты и тонкости кружева, бриллиантовые пуговицы и так далее. Порой мужской костюм по обилию декора и пышности превосходил женский.

Иногда излишества и чрезмерность в костюме ограничивали церковь и король, регламентируя все детали костюма, но в некоторые периоды модники опять появлялись, возмущая и потешая окружающих.

Мужчины-модники 18 века.

Во Франции их называли петиметрами, в Англии XVIII века – макарони, так как после поездок в Италию многие следовали ее более яркой моде в одежде.

Все они отличались от окружающих экстравагантностью и яркостью своих нарядов.

Модники конца 18 века любили резкие, "попугайские" сочетания цветов, несмотря на общую пастельную цветовую гамму костюмов и высоченные прически, практически как у дам. Модник представлял собой забавное зрелище- сюртук и панталоны в обтяжку, туфли на каблуках и громадная сложная прическа. Не зря в моду тогда вошли тросточки- при таком смещении ценра тяжести. да еще и на каблуках, удерживать равновесие давалось с трудом.Он был, к тому же, напудрен, нарумянен и напомажен.

В отличие от конца 17- начала 18 века, эпохи мушкетеров и Людовика 14- ничего мужского во внешнем облике модного молодого человека не оставалось- это было субтильное жеманное существо, особенно по контрасту с женщинами в громадных кринолинах.

Сначала немного о костюме 18 века, чтобы напомнить мужскую моду того времени.

HOPPNER, John

Sir John Jeffreys Pratt

Oil on canvas, 249 x 149 cm

Staatliche Museen, Berlin

English painter (b. 1758, London, d. 1810, London)- костюм Людовика14, а прическа-15-го

Вот как иронически описывал костюм этого времени Мольер: «От башмаков до шляпы —банты, ленты, банты, ленты. Распустят до пояса парики из пакли, штаны наденут, широкие, все в складках пузырями, камзол кургузый, рубашку выпустят сборками над тощим животом.»

Изменения в характере мужского костюма произошли в 1665—1670 годах. Вместо коротенькой курточки появился длинный кафтан. Первоначально кафтан имел короткие рукава, а позже — длинные, с широким цветным манжетом. Этот кафтан плотно охватывал фигуру и носил название жюстокор («точно по телу»).

Louis XIV

Louis XIV

Сначала такой кафтан был принадлежностью военных, но затем превратился в обыденную и даже придворную одежду.

Жюстокор не имел воротника, а по талии опоясывался широким шарфом, который на боку завязывался бантом. Под кафтан обычно надевали камзол — весту. Спереди жюстокор имел карманы в виде клапанов. Появление карманов было чрезвычайно важным практическим усовершенствованием одежды. До этого все мелкие, нужные человеку вещицы — кошелек, часы и прочее носили у пояса.

Таким же практическим усовершенствованием было появление после 1670 года разрезов на полах жюстокора, задний разрез был необходим для верховой езды, а боковой — для продевания в него шпаги, так как шпагу согласно моде носили уже не сверх кафтана, а под ним. В боковые разрезы вшивались заложенные в складку куски такой же ткани, которые не только придавали силуэту элегантность, но и делали кафтан более удобным.

Louis XIV

King Louis XV of France as child. Portrait by Pierre Gobert.

1715-1720

Jean Ranc

Title Espanol: El Rey Felipe V de espana.

Year 1723

1702

Oil on canvas, 162 x 150 cm

Musee du Chateau, Versailles

LONGHI, Alessandro

Portrait of Jacopo Gradenigo

1778-81

Oil on canvas, 233 x 137 cm

Museo Civico, Padua

Несколько упростившийся костюм этого времени стал любимой одеждой и в среде буржуазии, но здесь костюм шили из простых, скромных по цвету тканей. Однако часть разбогатевших буржуа, подражая аристократии, носила пышные, яркие одежды, даже еще более утрированные, чем у дворян. (Достаточно вспомнить господина Журдена из «Мещанина во дворянстве» Мольера.)

Панталоны этого времени были узкими, застегивались под коленом на пуговицу и уже не имели, как в 17 веке, отделки из лент и кружев.

Обувь в моде осталась прежней: и высокие, выше колена сапоги-ботфорты, и туфли на красном каблуке, являвшиеся привилегией дворянства.

French man and woman, 1730s

В начале столетия продолжают совершенствоваться причёски, возникшие в конце XVII века, в "мушкетерское" время.

В моде были парики. Пышная прическа состояла из массы длинных, завитых в локоны волос, причем самым модным цветом волос считался белокурый. Этот парик, напоминавший львиную гриву, дополнял облик вельможи XVII века, как бы олицетворяющий идею величия и неприступности.

Парик появился еще в начале XVII века, но окончательно вошел в моду в 50-х годах. В 70-х годах изменился цвет парика (вместо белокурого он стал каштановым) и увеличился его объем. Над лбом волосы взбивали в два тупея, длинные пряди волос падали на грудь и спину.

DREVET, Pierre

Portrait of Louis Hector, Duc de Villars, Marshal of France

c. 1718

Engraving, 525 x 360 mm

The Hermitage, St. Petersburg

Облысев с возрастом, Людовик XIV издал указ об обязательном ношении париков. Тогда существовало до сорока пяти различных их видов. В день парик меняли минимум трижды: утром носили черный, днем - каштановый, вечером - светлый. Светлые волосы были самыми редкими и самыми ценными, поэтому парики посыпали белой пудрой или мукой. Часто на парики шли волосы казненных людей.

Oil on canvas, 80 x 63 cm

Staatliche

LEMOYNE, Jean-Louis

Jules Hardouin-Mansart

1703

Marble, height 110 cm

Musee du Louvre, Paris

При дворе Людовика XIV впервые появился парик аллонж - мужской парик из длинных, завитых в локоны, ниспадающих на плечи волос. До сих пор такой парик носят английские судьи и мэр Лондона.

Для активного времяпрепровождения надевали походный парик с кудрями, собранными в пучок. В неофициальной обстановке носили парики с короткой косичкой сзади. Они имели шелковую подкладку, которая облегала волосы со всех сторон. Увлечение париками высмеял Мольер в своих произведениях.

BLOMMENDAEL, Jan

Stadholder-King Willem III

1699

Marble, height 80 cm

Mauritshuis

Профессия мужчины часто диктовала форму парика, который он носил,каждое сословие предпочитало свою форму парика. Адвокаты носили full-bottom парики (длинные парики, достигающие к груди), торговцы tie-wigs и queue-wigs (волосы в шее были связаны с лентой), и церковнослужители носили bob-wigs ( завитые парики).

The five orders of perriwig as they were worn at the late coronation measured architectonically. 1761 by W. Hogarth."

Hats and wigs of 1773.

A man’s profession often dictated the sort of wig he wore. Lawyers favored full-bottom wigs (long wigs reaching to the chest), merchants affected tie-wigs and queue-wigs (the hair at the neck was tied with a ribbon), and clerics wore bob-wigs (short frizzed wigs without queues).

%img src="http://legacy.lclark.edu/%3C/p%3E%0D%0A%0D%0A%3Cp%3Ejhart/mezzo1775/wisegotham.jpg" /%

THE WISE MEN of GOTHAM and their GOOSE

Pubd. 16th Feby 1776 by W. Humphrey Gerrard Street Soho

%img src="http://legacy.lclark.edu/%3C/p%3E%0D%0A%0D%0A%3Cp%3EA%20COMICAL%20CASE%201791%3C/p%3E%0D%0A%0D%0A%3Cp%3E%25img%20src="http://legacy.lclark.edu/%3C/p%3E%0D%0A%0D%0A%3Cp%3Ejhart/mezzo1795/headjudge.jpg" /%

HEAD OF A JUDGE

Published 16th March 1795 by Laurie & Whittle, 53 Fleet Street, London

Один из париков врача 18 века -из фильма "Мнимый больной" по Мольеру.

Спасибо,Стас Садальский фото из нашего фильма нашел.

Louis XV bearing the cross of the Order of the Holy Spirit, France, 1763

Сюртук стал менее обьемным и более облегающим. Полы сюртука подрезают спереди, а после 1740 года их начинают укреплять китовым усом или проклейкой холстом, чтобы они оттопыривались. так что сюртук стал походить на укороченный вариант женского кринолина. Под сюртук надевают жилет с отделкой по краю и вышивкой.

Обязательной принадлежностью мужского костюма была белоснежная рубашка с кружевными манжетами, украшенная жабо.

RAMSAY, Allan

Prince George Augustus of Mecklenburg-Strelitz

c. 1769

Historical Mixed Media Figure of French King Louis XV circa 1774 produced by artist/historian George S. Stuart

-

Oil on canvas, 127 x 101,6 cm

Royal Collection, Windsor

paret/selfport

PARET Y ALCAZAR, Luis

Self-Portrait in the Studio

1786

Oil on canvas, 40 x 32 cm

Museo del Prado, Madrid

В XVIII веке аристократы жили удовольствиями и иллюзиями, создавали вокруг себя ту обстановку, которая рождалась в их мечтах и фантазиях, они были то пастухами и пастушками, то олимпийскими богами — настоящий мир был им далек.

Costumes de Marie-Antoinette, du comte et de la comtesse de de Provence, et du comte d'Artois, au bal de la cour en 1785

В ХVШ в. появились маленькие пудреные парички, с буклями на висках и "хвостом" или косичкой сзади. Моду на пудреный парик ввел в Западной Европе прусский король Фридрих I, которому в эпоху рококо стали подражать другие короли.

В моду входит небольшая, относительно простая и даже демократичная причёска «а-ля Катогэн»: подвитые волосы зачёсывались назад, завязывались на затылке в хвостик чёрной лентой. Эту причёску часто носили в армии и на флоте. Некоторые модники прятали этот хвостик в своеобразный



футляр из чёрного бархата.

Парики конца 18 века

Причёска «а-ля Катогэн» оказалась самой популярной на протяжении XVIII столетия. В 1740-1750 гг. большой популярностью пользуется завивка «крыло голубя» - два-три ряда тщательно закрученных локонов укладывались на висках. Сзади – небольшая косичка или хвост, стянутый лентой. Именно с такой завивкой мы можем видеть молодых королей - Людовика XV и Фридриха Великого. (Существовал также одноимённый парик неизменно – белого цвета). К концу XVIII века парики практически повсеместно выходят из моды – исключение составляла, пожалуй, Россия, где ещё в эпоху Павла I было немыслимо явиться ко двору без напудренного парика. В 80-е гг. в моду входят довольно пышные, однако, простые в исполнении мужские причёски с крупными, как бы небрежно уложенными рядами локонов. Молодые лорды на картинах Гейнсборо причёсаны именно таким образом. В период Великой Французской Революции длинные волосы практически вышли из моды, особенно после того, как актёр Тальма сыграл роль Тита в вольтеровском «Бруте». После этого в моду вошли коротки «римские» причёски «а-ля Титус».

Прическа модника конца 18 века.

Debating Society (Substitute for Hair Powder)

[Isaac Cruikshank (1756?-1811?)]

London: Published by Laurie & Whittle, May 5, 1795.

В 1795 году был введен налог на пудру для волос, чтобы способствовать популярности естественных.

In 1795, under William Pitt, a tax on hair powder was imposed, probably contributing to the increased popularity of natural hair at the end of the century. It has been said that when the tax was enacted, Whig leaders met and cut off their queues, thus heralding a move toward less extravagant hairstyles

Wigs All the Rage, or a Debate on the Baldness of the Times

Richard Newton (1777-1798)

In contrast with the styles of a quarter-century earlier, the wigs held aloft by these men and women all imitate natural hair.

Дебаты о плешивости

Ричард Newton (1777-1798)

В контрасте со стилями quarter-century раньше, парики имитируют естественные волосы.

После революции во Франции в 1789 г. парик как символ королевской власти был запрещен, его ношение могло стоить жизни его владельцу.

-----------------------"Macaroni" и петиметры- карикатуры-----------

Карикатуры на сложнейшие дамские прически 18 века я уже показывала.

Излюбленными сюжетами были дамы и взбирающиеся на лестницу парикмахеры. Мужчины - модники тоже служили обьектами многочисленных карикатур. К сожалению, не все картинки хорошего качества, нашлись они с большим трудом, пришлось порыться в библиотеках, простой поиск выдает только несколько общеизвестных.

Docking the Macaroni

1773 hand-coloured mezzotint published by Carington Bowles of a butcher in front of his shop slicing off the ponytail of a passing Macaroni.

Петиметр (фр.Petit maitre — щеголь) — молодой француз-щеголь, франт, вертопрах, а также русский молодой дворянин, рабски копирующий этот французский образец в модах, манере поведения и т. д.; в русском театре XVIII века - актерское амплуа; тип светского вертопраха, щеголя, пустого, невежественного дворянина, рабски подражавшего всему заграничному.

Словарь Ушакова

The Macaroni. A Real Character at the Late Masquerade

Mezzotint by Philip Dawe; printed for John Bowles in 1773

"This gentleman shows off the fashion of the day, from the rosettes on his shoes to the tiny three-cornered hat at the top of his headdress, a structure made of enormous side curls, a gigantic club, and a pyramid of hair. While the Oxford English Dictionary cites Walpole’s comment in 1764 as the first recorded use of the term, the Macaronies came to greatest prominence in the early 1770s."

What! Is this my son Tom?", a June 24th 1774 caricature on extreme "Macaroni" fashions of the 1770s (with a "big hair" hairstyle which echos women's aristocratic styles of the time).

Poem in caricature:

Our wise Forefathers would express

Ev'n Sensibility in Dress ;

The modern Race delight to Shew

What Folly in Excess can do.

The honest Farmer come to town, [i.e. to London]

Can scarce believe his Son his own.

If thus the Taste continues Here,

What will it be another Year?

"Почитается он (французский принц) первым петиметром, и все молодые люди подражают его тону. Фонвизин. Петиметр. взирая на себя в большое стенное зеркало. всего вокруг себя осматривает, множество раз во все стороны повертывается, поднимает и опускает голову, коверкается, кривляется, ломается."

jhart/mezzo1771/enragedmacaroni.jpg" /%

Phil Dawe invt. et fecit.

Published July 13th 1773 Printed for John Bowles

----

%img src="http://legacy.lclark.edu/%3C/p%3E%0D%0A%0D%0A%3Cp%3Ejhart/mezzo1771/monseignorcox.jpg" /%

MON SEIGNEUR LE COX

Pub'd March 18, 1774 by H. Bryer London

A highly caricatured macaroni with long nose, sharp chin, and a wig with enormous curls and queue offers snuff to a seated lady who is elaborately dressed though not as grotesque as the gentleman. The title is printed as verse:

MON SEIGNEUR LE COX

WITH HIS SNUFF & SNUFF BOX//

TREATING MADAM DUReME

WITH A SNUFF OF THE SAME

The print resembles Modern Refinement, or the Two Maccaroni's (1772) in subject and the posture of the male figure.

%img src="http://legacy.lclark.edu/%3C/p%3E%0D%0A%0D%0A%3Cp%3Ejhart/mezzo1780/morningfrolic.jpg" /%

A MORNING FROLIC, or the TRANSMUTATION of SEXES

A Morning Frolic is listed for 25 March 1780 in her appendix

Drawing of a Macaroni or Molly, an 18th Century term for effeminate homosexual.

Date c.1780

Spectators at a Print Shop. Carington Bowles. London. 1774

У магазина,где продавались карикатуры.

The Paintress of Maccaroni’s

London: Printed for Carington Bowles, April 13, 1772.

The Macaroni Painter, or Billy Dimple Sitting for his Picture

Robert Dighton (1752-1814)

Engraving by Richard Earlom (1743-1822)

London: Printed for Bowles and Carver, September 25, 1772.

и художник, и позирующий- довольные собой Macaroni.

The Macaroni Painter is Richard Cosway, R.A. known for his foppish dress. The sitter, in full Macaroni regalia, appears entirely satisfied with himself.

The MACARONI GALLANT JILTED

The Macaroni. A real Character at the late Masquerade

Philip Dawe

London: Printed for John Bowles, July 3, 1773.

The Old Beau in an Extasy

J. Dixon

London: Printed for Carington Bowles, [July 13, 1773].

The Old Beau’s hair is drawn into the fashionable style of a toupee to which the valet is fastening a huge club of false hair. It is worth noticing the curtain’s tassel, whose shape and decoration suggest an ass’s head hovering over the Old Beau as he admires himself in the mirror

В Париже было около 1200 мужских парикмахеров, каждый имел своего собственного. Мода менялась постоянно, буквально каждую неделю, и все хотели выглядеть по "последней". Как и женщины- мужские прически напомаживались и пудрились, с блохами и даже мышами были настоящие проблемы! Мне в комментариях написали, что на ночь даже надевали специальный воротник с наживкой внутри, чтобы мыши не поели прическу!

Every man had his own coiffeur ( there were over 1200 mens hairdressers in Paris by 1780!), and although your typical guy did not ask for his hair to be piled three feet above his head but they did request their hair to be styled in the latest fashion. For the men, like the ladies, hair design was constantly changing. One week it could be all the fashion to wear two horizontal curls along side the face and the next week four of these curls was the only way to go.

Average time to be styled was about an hour. They wore pomade as the ladies did, and scented powder of their choosing.

парикмахерская.

Wellcome Library, London

A barber's shop: the central figure is a man seated, swathed in a sheet while a boy on the left applies tongs to his hair, which a man on the right is combing; two men on the left admire their freshly curled hair in the mirror; on the extreme right a barber shaves a man to whom next stands a man who stanches a cut on his cheek with a towel; in the left-hand foreground a seated customer reads a newspaper with a concerned expression. Coloured etching with aquatint by T. Rowlandson after W.H. Bunbury.

By: Henry William Bunbury after: Thomas Rowlandson

The Barber Politician]

[c. 1771]

The LILLY-WHITE MACCARONI

%img src="http://legacy.lclark.edu/%3C/p%3E%0D%0A%0D%0A%3Cp%3Ejhart/hinthusbandstitle.jpg" /%

The Preposterous Head Dress, or the Featherd Lady

London: Published by M. Darly, March 20, 1776.

У парикмахеров прически тоже очень экстравагантные.

1791

%img src="http://legacy.lclark.edu/%3C/p%3E%0D%0A%0D%0A%3Cp%3Ejhart/mezzo1775/englishjacktar.jpg" /%

An English JACK-TAR giving MONSIEUR a Drubbing

Publish'd May 1st 1779

В России модников называли петиметрами и гоголями.

Сборник образных слов и иносказаний. 1904 г.

Петиметръ — изысканный щеголь, ухаживатель.

Петиметерство — щегольство.

М. И. Пыляевъ. Старое житье. Моды и модники.

Источник: marinni.livejournal.com

Другие товары