Костюм чувашский

Чувашский костюм от древности до современности

ЧУВАШИ, чaваш (самоназв.) — народ в Российской Федерации, титульная нация Чувашской Республики. Живут также в ряде республик и областей Урало-Поволжья — Татарстане, Башкортостане, Самарской, Ульяновской, Саратовской, Оренбургской, Свердловской областях. Значительные группы чувашей расселены в Сибири — Тюменской, Кемеровской областях, Красноярском крае и т.д… Проживают в государствах СНГ и Прибалтики. В Российской Федерации живут 1637,1 тыс. в т.ч. в Чувашской Республике 889,3 тыс. человек…

24 июня 1920 г. была образована Чувашская автономная область, с 1925 г. — автономная республика. С 1990 г. — Чувашская ССР, с 1992 г. — Чувашская Республика.

Имеются различные гипотезы происхождения чувашей, которые сводятся к следующим концепциям… см. далее на портале «Культурное наследие Чувашии» (поддерживается Национальной библиотекой Чувашской Республики ).

Познакомившись с рабочими материалами этого альбома, известный российский модельер Вячеслав Зайцев высказался так:

Я уже сорок лет в модельном искусстве, постоянно работаю с народным костюмом и не перестаю восхищаться его красотой. Поразительно, как ваш чувашский костюм тесно связан с природой, органично сочетается с ней и живет в ней. Считаю выявление и публикацию народного костюма делом благородным и своевременным. И, пожалуй, сегодня это нужно как никогда, ибо вперёд прорываются безвкусица, бесстыдство. Обращаясь к богатейшему наследию предков и живой природе, мы ищем у них поддержки.

Народный костюм защищал не только от непогоды. Вышитые на нём магические знаки-обереги внушали его владельцу душевное спокойствие, уверенность в защите от злых сил. Одеяние представляло собой открытую книгу, где символикой орнамента, красок и материала передавались из



рода в род представления о мироустройстве и месте в нём человека. В традиционном орнаменте нет ни одного бессмысленного завитка. Узоры, украшающие чувашский народный костюм, содержат символику Солнца, Матери-земли, Древа жизни и других архетипов. (Пурпуровую эмблему Древа жизни, увенчанную древней чувашской эмблемой «Три солнца», можно видеть и на современном гербе Чувашской Республики.) Глубоко продумана общая композиция, соответствующая древним представлениям о верхнем, среднем и нижнем мирах. Она тоже многоярусна: головной убор украшен небесными, солярными символами, подол — хтоническими, земными. Непрерывный узор на поясе символизирует шествие светил по небосклону, круговорот жизни. Таким образом, традиционно одетый человек ощущает себя моделью Вселенной. Идеалом человеческого совершенства чуваши считали женщину цветущего возраста. Только ей обычай даровал привилегию носить на груди наиболее почётный, симметричный орнамент. Мужчинам всех возрастов, незамужним девицам и старухам, как менее совершенным существам, полагалась одежда с элементами асимметрии. Чувашская женщина радовала не только глаз, но и слух: серебряные украшения были подобраны таким образом, что при движении они издавали мелодичный перезвон. Женщина в традиционном чувашском обществе не была принижена, и нарядная девичья шапочка тухья недаром походит на шлем воительницы-амазонки.

Историки продолжают свой спор о происхождении чувашского народа; высокая духовная и художественная ценность чувашской национальной культуры бесспорна. В начале XX столетия чувашские старейшины предрекали несчастья народу, если он променяет белые одеяния с сакральными узорами на ширпотреб европейского образца. Но чувашская традиция пережила все катастрофы прошлого века и сейчас активно возрождается. Достоин уважения труд энтузиастов из Фонда историко-культурологических исследований имени К.В.Иванова и научных консультантов, подготовивших это замечательное красочное издание. Красота чувашских девушек-моделей, позировавших для альбома в старинных нарядах, вызывает отдельное восхищение.

Источник: readerlounge.blogspot.com

Другие товары