Классный час "Русский народный костюм"

Форма проведения мероприятия: классный час с использованием интерактив-ных технологий.

Цели и задачи:

1.Знакомство учащихся с русским народным костюмом

2.Привитие любви к традициям родной страны и родного края

3.Развитие личности учащихся, их индивидуальных способностей, развитие познавательных и творческих способностей учащихся в области русской культуры

Возраст детей: 5 -6 класс.

Оборудование:

1.Народные костюмы для девочек

2.Элементы русской старины ( скатерти, рушники, самовары, матрёшки, лапти)

Предварительная подготовка:

1.Создание 4-х групп, подбор элементов старинного быта

2.Изучение материалов о русском костюме

3.Рисунки,поделки учащихся по теме

4.Разучивание народных песен и колядок

5.Разучивание сценки. Подготовка реквизита для сценки (прялка, старинный утюг, скамья, половик, платки).

6.Посещение школьного музея

Оформление:

1.Выставка детских рисунков и поделок

2.Дети сидят по группам, каждый стол украшен элементами русской старины

3.Девочки одеты в русские костюмы

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

Вступительное слово учителя:

Очень часто в повседневной жизни нам приходится слышать, как говорят о том, что каждый человек должен быть культурным. А что это значит?

Примерные ответы детей:

• Быть культурным – это уважительно относиться к своей Родине, к ее истории, ее культурным ценностям

• Соблюдать культуру общения;

• Быть вежливым

• Быть образованным

• Быть культурным зрителем, слушателем, читателем

• Уметь ценить красоту и труд других людей и свой.

- Ребята, а как стать культурным человеком?

• Нужно читать много книг

• Общаться с культурными людьми

• Посещать культурные мероприятия

• Уметь сдерживать себя

• Изучать прошлое своей Родины, своего народа

Слайд 1

Учитель: Совершенно верно, и сегодня мы познакомимся с произведениями материальной культуры русского народа – русским народным костюмом. А как вы думаете для чего нам нужно изучать старинную одежду?

Предполагаемые ответы:

• для того, чтобы знать историю своего народа,

• для того, чтобы понять, сколько трудолюбия, терпения, выдумки, фантазии и любви русский человек вкладывал в изготовление одежды. И т.д.

(Совместно с учащимися учитель формулирует цели и задачи классного часа.)

Слайд 2

Учитель: Для того, чтобы начать наш разговор о народном костюме вы разбились на 4 группы. Каждая группа изучала определённую информацию и материалы по нашей теме: 1 группа расскажет нам о том, какое значение придаётся русским традициям и русскому национальному костюму в современной жизни, познакомит нас с музеем русского народного костюма и кукол. Вторая(2) группа расскажет нам об элементах русского костюма ,о важности его цвета и орнамента. Третья (3) группа попытается воссоздать женский крестьянский костюм, и мы узнаем о рубахах, передниках, понёве, женских украшениях. Четвёртая (4) группа познакомит нас с мужской одеждой. Но кроме этого каждая группа должна была украсить своё место элементами русского быта. и мы видим на ваших столах красочные рушники, самовары, ложки, матрёшки и т.д. К классному часу вы подготовили рисунки, которые можно увидеть на нашей выставке. и я знаю, что некоторые ребята смастерили своими руками поделки. с которыми они нас познакомят в ходе нашей беседы.

Слайд 3

Учитель: К сожалению, русскую традиционную одежду мы встречаем редко, мы как бы отошли от нее, и лишь старшее поколение хранит ее как добрую память о своей молодости, о родителях. Это памятники одежды. Иногда, по праздникам, люди обряжаются в старинную одежду, выходят на улицу, водят хороводы, поют песни. Мы нередко слушаем фольклорные коллективы, исполняющие народные песни. Эти коллективы уделяют большое внимание народному костюму. Участники коллективов ездят по деревням и собирают старинные костюмы, или же заказывают их в специализированных ателье. Давайте послушаем одну из фольклорных песен в исполнении наших одноклассников и полюбуемся красивыми народными костюмами.

Слайд 4 ( девочки исполняют песню в русских народных костюмах )

***

Пойду ль я, выйду ль я, да -2 р.

Во дол, во долинушку, во до, во широкую

Сорву ль я, сорву ль я ,да -2 р.

С винограда ягоду, да, с винограда винную

Толи мне не ягода, толи мне не винная,

Я цветочек сорвала, да, я веночек совила…

Слайд 5 Традиции и современность.

Ученик 1 группы. Интерес к изучению материала по русской одежде появился относительно недавно. Дело в том, что лишь в XIX в. родилась идея составления истории русской одежды. Cобирание и изучение этнографического материала по русской национальной одежде началось во второй половине XIX века. Стали появляться публикации в журналах, организовываться выставки традиционного костюма. Музеи и отдельные ценители начали проявлять интерес к собиранию уходящих из быта народных костюмов. В середине XIX века на страницах журнала «Современник» рассматривался вопрос об историческом значении народного костюма, о его внутреннем смысле и значении в общем человеческом развитии.

Ученик 1 группы. В начале XX века в Петербурге была устроена Международная выставка костюма, на которой, интересно представлялся русский отдел выставки. На выставке широко демонстрировались исторические и современные костюмы центральных губерний России, отличался высокий художественный вкус создателей одежды, нашедший свое отражение в покрое, орнаментах, цветовых сочетаниях и т.п. В Москве, в начале XX века, возникло общество любителей русской одежды, которое рассматривало одежду в смысле не только эстетическом, но и государственном и политическом. Традиционный праздничный костюм сохранялся в жизни крестьян Брянского уезда вплоть до 30-х годов XX века.

Слайд 6 Музей русского народного костюма и кукол

Ученик 1 группы. На юге Воронежской области в 240 км от областного центра стоит старинный город Богучар, основанный в 1704 году как казачий городок. Достопримечательностью города стал, открывшийся в 1993 году частный музей русского народного костюма и кукол, принадлежащий сестрам Горбачевой Валентине Яковлевне, Ткачевой Зое Яковлевне и Сысоевой Галине Яковлевне.

Здание, в котором располагается музей, является архитектурным памятником Х1Х века. В музее размещены две экспозиции. Первая из них – это этнографическая коллекция народных костюмов и предметов старинного быта, собранная в 80-е – 90-е годы ХХ века во время фольклорных экспедиций по областям Черноземья младшей сестрой – Галиной Яковлевной Сысоевой. В коллекции представлены подлинные образцы праздничной крестьянской одежды конца Х1Х - начала ХХ века уездов Воронежской губернии: полные костюмы, отдельные элементы одежды, головные уборы, платки и шали, нагрудные украшения, лапти, вышитые рушники, настольники. Здесь же можно познакомиться с экспедиционными фотографиями сельских жителей в своих традиционных костюмах, с фотографиями и книгами о народном костюме. Желающие могут сфотографироваться в народном костюме.

Ученик 1 группы: Вторая экспозиция музея – это выставка тряпичных кукол ручной работы, изготовленных из современных материалов по образцам старинной одежды различных районов Воронежской, Белгородской областей, а также типичные костюмы Курской, Брянской, Рязанской, Нижегородской, Смоленской, Московской и других областей России. Коллекция насчитывает около 70 кукол (от 40 до 80 см). Каждая кукла неповторима, и здесь можно не только любоваться захватывающим разнообразием и великолепием экспонатов – большими тряпичными куклами, из соломы, лыка, травы, куклами-малютками, оберегами, но даже самому сделать куклу-закрутку. А детям разрешается играть и фотографироваться с куклами.

Богучарские куклы стали лауреатами на выставке «Народный костюм – 2000», получили дипломы Всероссийского выставочного центра, международного фольклорного фестиваля «Мировая деревня» в п. Рощино под Санкт-Петербургом. В 24 странах мира «живут» сейчас богучарские куклы и напоминают своим новым владельцам о красоте, доброте и радушии простых русских людей.

(Учитель предлагает ученикам обратить внимание на стол ,за которым сидит 1 группа. Учитель ведёт беседу с учениками о том, как они готовились к классному часу ,что смогли найти из элементов старинного быта ,какие рисунки и поделки приготовили)

Слайд 6 Из истории элементов русского национального костюма

Ученик 2 группы: О древней одежде приходится судить по материалам археологии, иконам, предметам прикладного искусства. Имеются упоминания об одежде в письменных источниках-летописях. У русской национальной одежды – многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. Традиционные крестьянские костюмы различных районов Брянской области отличались кроем рубахи, понёв, цветом и орнаментом вышивки и узорного ткачества, видами головного убора. Русская народная одежда различалась также по назначению (будничная, праздничная, свадебная или венчальная, траурная), по возрасту, семейному положению. Как правило, применялся не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество, декора (вышитых и вытканных узоров).

Ученик 2 группы: Самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны. Русский народный костюм отличает богатая красочность - многочисленные оттенки красного: червонный, багряный, рудый, алый. огненно-красный, и другие цвета.

Цвет в русском народном костюме всегда был символичным:

Красный цвет - жизнь, огонь, кровь.

Синий, чёрный - тьма, горе.

Жёлтый - огонь (немного).

Зелёный - (очень мало).

Охра - земля.

Во первый раз вышивала

Красно солнце с маревами,

С тёплыми облаками.

Во второй раз вышивала

Светлел месяц с лучами,

Со частыми со звёздами.

В четвёртый раз вышивала

Сине море со волнами…

Для орнаментации домашних тка-ней использовались узорное тка-чество, вышивка, набойка. Узоры вышивок и узорного ткачества бе-рут свое начало в далеких язычес-ких временах. Эти узоры - « город-чатые ромбы», «лучеголовые всадники на конях», «елочки», вол-нистые и сплошные



линии – знаки-обереги. Их назначение – оберегать человека от злых сил, от «дурного глаза». Поэтому и украшали древ-ние русичи те части одежды, кото-рые были на виду: рукава рубах, передник, низ понев, лобные повяз-ки. А хранили человека – силы Ма-тери-сырой земли, – ее образ озна-чался символической фигуркой женщины с ромбовидной головой, солнца-Ярила, – его изображали всадником на коне с лучами, ис-ходящими от головы, защитой для человека являлось и вспаханное, засеянное и огороженное поле, – его изображение – косопоставлен-ный «квадрат» с ответвлениями, разделенный внутри поля линиями, точки внутри каждой ячейки – зер-на. Этот мотив так почитаем в Брянском крае, что присутствует во всех вышивках и узорах, Дру-гой излюбленный мотив вышивки брянцев – символ «дерева жизни», символ продолжения рода чело-веческого. Это вышивка – елочка.

Группа знаков плодородия

(Учитель предлагает ученикам обратить внимание на стол ,за которым сидит 2 группа. Учитель ведёт беседу с учениками о том, как они готовились к классному часу ,что смогли найти из элементов старинного быта ,какие рисунки и поделки приготовили)

Слайд 9-10

Учитель: Всю одежду крестьяне испокон веков делали сами, вкладывая в эту работу настоящий талант художника. Каждая область имела свой вариант костюма. Все они отличались друг от друга, но при этом имели общие черты. Когда шла женщина, костюм сохранял плавную текучесть линий («Лебедушка», «Лебедь», «Пава»,–такими эпитетами русский народ в поэзии награждал женщин)

Слайд 11 Женский крестьянский костюм

Ученик 3 группы :Крестьянский костюм представлял собой традиционный набор элементов. Каждый элемент имел свое значение и символику. Первое место среди элементов одежды крестьянок занимали рубахи: нижняя исподняя - «черная» и верхняя нарядная - «красная». Рубахи были предметом, используемым в магических обрядах и ритуалах, от рождения человека до его смерти. В праздничных рубахах особое внимание уделялось украшению рукава. Слайд 12

В нарядном костюме очень важную роль играл передник – запон («завеса»). Он не столько предохранял от загрязнения рубаху. сколько украшал женщину. Передник дополнял одежду крестьянки и являлся самой декоративной и богато украшенной частью русского костюма.

Слайд 13

Ученик 3 группы: Символом зрелости, физической активности служила набедренная одежда - понёва. Понёвы являлись прообразом будущей юбки. Понёвы имели темную расцветку с преобладанием клетчатых тканей с учетом возраста (чем старше была женщина, тем темнее понева). Понёва бытовала во всех районах Брянщины. Повсеместно ее шили из шерстяной клетчатой домотканины темно-синего или черного цвета, реже красного. Понева состояла из трех полотнищ материи. сшитых между собой. На территории Брянщины известен самый древний вид поневы - распашной. На поясе понева укреплялась шнуром «гашником». По швам и по низу понёвы обязательно украшались вышивкой, кружевом, блесткам. Степень отделки вышивкой, ткачеством и другими материалами зависела от назначения понёвы. Повседневная украшалась значительно скромнее, воскресная – наряднее, праздничная была самой нарядной, ее готовили долго и хранили всю жизнь. Как вид одежды понёва прочно связана с обрядами. Так, бытовал обычай «при вступлении в возмужалость девицы (12 – 14 лет), родственницы ее и подруги, в какой-либо великий праздник после обеда, собравшись, надевают на нее поневу, потом вместе выходят на улицу, чтобы показать всем через новый наряд в своей красавице невесту.

(сценка- обстановка старинной русской избы: прялка, скамья, половик, мать и дочь вышивают)

1 подружка:

На горе - то стоит елочка, под горой стоит светёлочка.

Во высоком новом тереме, во столовой новой горенке,

На дубовой новой лавочке тут сидела красна девица.

Во левой руке держала пяличко, во правой руке - иголочку.

Она шила, красна девица, по атласной алой ленточке:

Шила девица приданое, да приданое немалое.

Девица: Стежок, еще стежок. Иголочка, не коли ты мои пальцы белые! Хочу закончить работу до прихода подружек своих. А вышивка моя обо всем расскажет: Линия прямая - Землица родная. Волнистая - водица, от бед хранительница. Вот брянская елочка, зеленая иголочка, - символ жизни, символ рода, оберега для народа. Ромб и крест - солнце Ярило, всех теплом и ласкою одарило. Вот птица ясная, опереньем красная, символ счастья моего. Ой, да что это я разговорилась! (в окно) Вон ужо подружки идут (к залу). Сегодня меня в поневу - то обряжать будут!

Стук в дверь. Входят подружки. Здравствуйте вам. Тетя Матрена, (к матери) а ваша Алена пойдет сегодня на ярмарку?

Мать: Пойдет, пойдет. Вот как раз к празднику мы ее в поневу обряжать будем. Тринадцатый годок ужо пошел. Так что проходите, гостьями будете. И костюм готов. Целу зимушку трудилась, да ночку летнюю дорабатывала. Ну, дочка, показывай работу подружкам своим.(Девица подносит вышитый передник, подруги рассматривают)

1-я подруга: Красотища - то какая!

2-я подруга: А стежки - то ровненькие!

3-я подруга: Ну и мастерица ж ты, подруженька! Руки - чистое золото! Завидная ты невеста!

Мать: Ну, пора обряд свершать!

(Рассматривает на полу поневу. Дочь ходит взад - вперед по лавке.)

Мать: Спрынь, спрынь, девонька, в вечное рабство, в вечную кабалу.

Дочь: Не спрыну.

Мать: Спрынь, спрынь, девонька, в вечное рабство, в вечную кабалу.

Дочь: Не спрыну.

Подруги: Спрынь, спрынь, подруженька!

Дочь: Не спрыну.

Мать: Спрынь, спрынь, девонька, в вечное рабство, в вечную кабалу. Дочка прыгает в расстеленную на полу поневу. Мать поднимает и обвязывает вокруг талии поневу, надевает запон.

Мать: Ну, теперь ты у нас взрослая, хозяйкой стала.

Дочь: Мама, теперь я пойду на ярмарку?

Мама: Иди, иди, пускай все на твой труд полюбуются, да порадуются.(уходят)

Слайд 14 -15 Украшения

Ученик 3 группы: К праздничной женской и девичьей одежде непременно надевали бусы и бисерные украшения. Украшений было так много, что зачастую они полностью закрывали верхнюю часть запона и рубахи. Во всех населенных пунктах были распространены стеклянные и дутые бусы. Ожерелок – шейное украшение, делался из узкой полосы ткани, расшитой бисером. Чепка – нагрудное украшение в виде плетеной узорчатой полосы из бисера с геометрическим узором, соединенной на концах и оканчивающейся бахромкой из бисера или бус. В других областях России такие нагрудные украшения назывались «герданы» .Неотъемлемой частью женской и девичьей одежды являлся пояс. Пояса были различного вида – плетеные и тканые. Пояса изготавливали в основном из красной шерсти. На концах его была бахрома. При надевании его обертывали несколько раз вокруг талии и завязывали сбоку.

(Учитель предлагает ученикам обратить внимание на стол ,за которым сидит 3 группа. Учитель ведёт беседу с учениками о том, как они готовились к классному часу ,что смогли найти из элементов старинного быта ,какие рисунки и поделки приготовили)

Слайд 16 Мужская одежда

Ученик 4 группы: Мужская крестьянская одежда шилась, в основном, как и женская, из домотканых материалов: холста, сукна и овчины. В кон. XIX — нач. XX вв. использовались и фабричные: кумач, ситец, сатин, дешевые шерстяные ткани. Комплекс мужской будничной одежды состоял из рубахи-косоворотки с разрезом по левой стороне груди и штанов (портов). В зимнее время поверх холщовых штанов надевали штаны из домашней шерстяной ткани. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким пояском, к которому, по мере надобности, прикрепляли гребень, дорожный нож или другие мелкие предметы. Праздничную рубаху делали из тонкого отбеленного холста и украшали вышивкой красно-черными нитями по вороту и разрезу на груди, манжетам рукавов и подолу. Ноги обували в лапти или в сапоги, в зимнее время носили валенки. Голову покрывали шапкой из серого войлока.

Ученик 4 группы: Со 2-й половины XIX в. широко распространен картуз. Зимой носили ушанку .Поверх рубах в зависимости от сезона и погоды надевалась распашная одежда из сукна: зипуны, кафтаны, свиты. Зимой носили овчинные полушубки, тулупы. Верхняя одежда мужчин подпоясывалась обычно широкими шерстяными домоткаными кушаками. Одежда крестьянских мальчиков отличалась лишь размерами, а по крою, фасону, элементам была практически такой, как одежда взрослых мужчин.

(Учитель предлагает ученикам обратить внимание на стол ,за которым сидит 4 группа. Учитель ведёт беседу с учениками о том, как они готовились к классному часу ,что смогли найти из элементов старинного быта ,какие рисунки и поделки приготовили)

Учитель: А теперь, ребята, давайте посмотрим, как вы запомнили названия деталей народного костюма.(каждая группа готовила по загадке)

1-я загадка: Раньше в поле я росла

И травинкою была

Меня создали ткач и пряха

Называюсь я. (рубаха) Слад11

2-я загадка: Я одежду охраняю,

Чистоту я соблюдаю,

Я хозяйку украшаю,

Красотой всех привлекаю:

Вкруг талии обведено.

Узор вьется по подолу

Называется. (понева) Слайд13

4-я загадка: Я из бисера плетен,

Я красив со всех сторон.

Людям я на радость дан,

Называюсь я. (гердан) Слайд14

Заключение

Слайд 3

Учитель: К сегодняшнему классному часу все готовились очень тщательно: готовили рисунки, поделки, изготавливали куклу в национальном костюме, подготовили театрализованную сценку. разучили фольклорную песню, испекли каравай, принесли предметы быта, занимались поисковой работой .Всё это помогло нам окунутся в прекрасный мир русской старины, познакомиться с обычаями и обрядами наших предков, многое узнать о процессе создания национального костюма, о символике русской вышивки. Давайте хранить народные традиции не только в памяти или на специальных мероприятиях ,но и в повседневной жизни. И это не заставит нас долго ждать: скоро наступят любимые русские праздники Новый год и Рождество. Начнутся народные гуляния, и мы с вами услышим народные частушки и колядки. До новых встреч!

Список использованной литературы

1.Беловинский Л.В. «Типология Русского народного костюма».-М. 1997-48с.

Источник: galinazuykova.jimdo.com

Другие товары