Марийский народный костюм. Марийская одежда

Народный костюм — одно из самых ярких проявлений культу­ры этноса, где отражаются представления о красоте и целесообраз­ности. Формы костюма зависели от природно-климатических, соци­ально-экономических, исторических условий.

Марийский костюм, как мужской, так и женский, состоял из рубахи, штанов, кафтана, пояса с подвесками, головного убора, обу­ви. Женский костюм дополнялся украшениями. Традиционный костюм производился преимущественно домашними способами. Одежда и обувь марийцев изготовлялась из холста (вынер), чаще из конопляного, реже — льняного, домашнего сукна (штраш) и полу­сукна, выделанных шкур животных, шерсти, лыка.

Мужская одежда марийцев подвергалась влиянию русского кос­тюма, что было связано с большой подвижностью этой части на­селения, поскольку мужчины занимались кустарными и отхожи­ми промыслами и быстрее воспринимали русскую и фабричную одежду. Однако в костюме марийцев-мужчин сохранились специ­фические черты, проявляющиеся в покрое, отделке, способе но­шения тех или иных элементов костюма вплоть до 20—30 годов XX века.

Традиционная нательная рубаха (тувыр) имела туникообразный покрой. Перегнутое пополам полотнище составляло перед и спинку рубахи, к нему пришивали рукава под прямым углом в ширину точи холста, а под рукава к стану пришивали боковины в виде прямоугольных полотнищ, перегнутых по продольной нит­ке. У различных локальных групп марийцев рубаха различалась расположением разреза на груди. Старинные мужские рубахи час­ти луговых (Уржумский уезд) и восточных (уральских) мари шили с правым асимметричным грудным разрезом. Левый грудной разрез был на рубахах небольшой части луговых марийцев Яранского уезда. Рубаха с центральным грудным разрезом бытовала среди горных, части луговых и восточных марийцев. Грудной разрез традиционной мужской рубахи скреплялся при помощи двух ни­тяных завязок. Рубахи шили с подоплекой (туп) из грубого по­сконного холста, с ластовицами (олто, кыштек). У горных мари ластовицы делали из кумача. Мужские рубахи в середине XIX века были длинными — ниже колен. Однако к началу XX века они становятся значительно короче — не достигают и середины бедра.

Вышивка (тÿр) на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине, на обшлагах рукавов и на подоле. Это было связа­но с древними представлениями марийцев — все отверстия и края одежды должны быть защищены от болезней и сглаза. В орнамен­тации одежды присутствовали половозрастные и социальные зна­ки. Импровизация вышивки — более позднее явление. Вышивка выполнялась преимущественно красными шерстяными или шелко­выми нитками различных оттенков от темно-красного до коричне­вого. Праздничные рубахи дополнительно украшались позументом, монетами и тесьмой. У восточных мари наряду с холстом рубахи шили из пестряди. С конца XIX века среди марийцев начинает рас­пространяться русская косоворотка из фабричных тканей. К этому времени она наиболее широко бытовала в качестве праздничной одеж­ды среди горных марийцев.

Штаны (йолаш) луговых и горных марийцев были с узким ша­гом, у восточных — с широким. Традиционные мужские штаны шили из домашнего белого холста. С начала XX века для этой цели нача­ли употреблять окрашенный холст или пестрядь (у восточных). Зимой носили штаны из домашнего полусукна. Праздничные (сулма) шили из фабричных тканей темной расцветки. У группы гор­ных мари для этой цели приобретали хлопчатобумажный бархат (плис).

Пояс (ÿштö) был незаменимой деталью мужской одежды и вы­полнял не только утилитарную функцию — к нему подвешивали ножны, кожаные мешочки для табака, огнива и трута, кошелек для денег и т.д. но он также был снабжен и различными привес­ками, игравшими роль оберегов. У марийцев бытовали различные тканые пояса из шерстяных, шелковых и конопляных ниток. По­пулярными были кожаные ремни. Свадебные и праздничные муж­ские пояса украшались бисером, серебряными монетами, иногда вышивкой.

Кафтан — важная часть традиционного мужского костюма. Ле­том носили легкую распашную верхнюю одежду из белого холста (шовыр). Она была двух типов: прямой туникообразный кафтан и кафтан-борчатка. Первый бытовал у большинства луговых и вос­точных мари. Второй был распространен среди горных и части лу­говых марийцев. Борта праздничных кафтанов украшались кума­чом, тесьмой, у луговых марийцев — вышивкой.

Демисезонные кафтаны (мыжер) шили двух типов: прямоспинный туникообразного покроя с шалевым воротником и туникооб­разный прямоспинный с клиньями в боках и запахом на левую сторону. Будничные кафтаны шили из домашнего черного сукна, праздничные — из белого. Белые кафтаны обшивались черной до­мотканой тесьмой. Состоятельные семьи употребляли на празднич­ные кафтаны фабричное сукно. У восточных марийцев, наряду с вышеописанными кафтанами, бытовала верхняя одежда, характер­ная для тюркского населения (камзол, легкий бешмет).

Зимней мужской верхней одеждой была шуба (ужга, кÿрык) прямоспинная или отрезная в талии, преимущественно из овчин, окрашенных в красноватый или черный цвета. Нередко их крыли холстом или сукном. Наиболее ценной считалась шуба, покрытая фабричным сукном. В сильные морозы или в пути пользовались тулупом и азямом. Тулуп по покрою не отличался от прямоспинной шубы, но был значительно длинней и имел большой воротник. Азям шили из толстого грубого домашнего сукна в виде халата с большим воротником. Он применялся теми, кто занимался из­возом.

Среди летних мужских головных уборов марийцев преобладали валяные шляпы (теркупш) разнообразной формы. Шляпы валяли в домашних условиях, праздничные из белой шерсти, повседневные — из черной. С конца XIX века в костюм мужчин проникает кар­туз, который вначале становится принадлежностью костюма моло­дежи. Впоследствии фуражка, заменившая картуз, вытеснила все другие типы летних головных уборов. Зимой мужчины надевали шапки (упш) с овчинным околышем и суконным верхом и шапки-ушанки, сшитые из овчины и сукна.

Основной обувью мужчин были лапти (йындал, йыдал), сплетен­ные из семи лык с оборами из этого же материала. Марийские лап­ти сочетали прямое и косое плетение. Подошва у них была двойной. Их всегда носили в комбинации с онучами, летом — холщовыми, а зимой — суконными. В дождливую погоду под лапти обували ко­жаные мягкие сапоги-бахилы.

Из кожаной обуви мужчины носили сапоги (кем). Восточные марийцы использовали сапоги-коты с суконными и войлочными голенищами, которые были восприняты от башкир. Кожаная обувь ценилась. Наиболее модными считались сапоги со сборами в ниж­ней части голенища. Зимой носили валенки (портышкем, межгем). Среди состоятельных марийцев были популярны узорные валенки. Служащие носили городской костюм.

Женский народный костюм марийцев отличался большим раз­нообразием. Основу женской одежды составляла рубаха (тувыр) туникообразного покроя, которая шилась так же, как и мужская. Хотя рубаха у всех групп мари была однотипной — туникообразной, но существовали локальные отличия в покрое нижней части рубахи и рукавов, в расположении грудного разреза, а также в ха­рактере орнаментации.

Немаловажное значение для выделения вариантов женской ру­бахи имеет расположение грудного разреза. Он мог быть на правой стороне и в центре. У луговых марийцев бытовали оба этих вариан­та. У горных — преобладал центральный разрез. Вероятно, разме­щение грудного разреза в центре основной точи холста возникло позднее — ко второй половине  XIX века.

Марийский народный костюм богато украшался вышивкой. Ста­ринная марийская вышивка была плотной и четко очерченной. В древности вышивка выполняла защитную и продуцирующую функ­цию, указывала на социальное положение и принадлежность к той или иной этнической группе.

Орнаментация рубах различных локальных групп имела специ­фические особенности, определявшиеся давними традициями. Жен­ские рубахи различных территориальных групп луговых мари так­же имели особенности и в украшении вышивкой. Орнаментация различалась не только местом расположения на рубахе, но и цвето­вым сочетанием, сортом ниток, мотивами вышивки. Наиболее бо­гатой отделкой отличалась женская рубаха мариек Царевококшайского уезда, на которой вышивка располагалась не только на груди, концах рукавов, подоле, как на рубахах большинства луговых мариек, но и вдоль всего рукава, вдоль швов, на спине. Для орнамента­ции такой рубахи марийки этого уезда применяли крашеную шер­стяную пряжу, в отличие от мариек Уржумского уезда, где с первой четверти XIX века вместо шерсти использовали шелк-сырец, окра­шенный в домашних условиях. Отделка рубах лентами, тесьмой, пуговицами, бисером, как и расположение вышивки, определялась также давними традициями.

В конце XIX века у горных мариек рубаха имела скудную орна­ментацию, хотя до середины этого столетия она отличалась богатой вышивкой. Изменение ее характера объясняется вытеснением ко­нопляного холста тонкой домотканиной из фабричных ниток, вы­шивка соответственно стала мелкой.

Женская рубаха восточных мари имела свою особенную эволю­цию: из белой холщевой стала пестрядинной. Рубаха туникообразного покроя приобрела широкий подол, вышивка заменилась тка­ным узором, оборками, лентами. Рубаха данной группы приобрела вид башкирской и татарской рубахи.

Отличались рубахи различных территориальных групп и спосо­бом ношения: в северной части края она подбиралась поясом так, что складки собирались спереди; в южной части Уржумского уезда складки на рубахе располагались сзади и над бедрами; у горных мари — поддерживалась высоким напуском.

Обязательным элементом марийской женской народной одежды являлись штаны из белого холста. Штаны были харак­терным элементом в одежде тех народов, которые были тесно взаимосвязаны с тюркским населением. Среди луговых и горных мариек бытовали штаны с узким шагом, у восточных — с широким.

Верхняя одежда в традиционном женском костюме представле­на кафтанами: летними из белого холста, осенне-весенними из сук­на, зимними суконными утепленными кафтанами и шубами из ов­чин. Летние и теплые кафтаны в целом имели однотипный покрой (прямоспинные, отрезные в талии), но отличались локально. Верх­няя легкая одежда из ткани была трех типов: туникообразная (Царевококшайский, Яранский уезды Вятской губернии); с выкройной проймой и отрезной талией (Козьмодемьянский уезд Казанс­кой губернии); переходного типа (Уржумский уезд). Позже отрез­ной в талии кафтан, бытовавший у горных мариек, появился в комплексе одежды луговых. Что касается восточных марийцев, то у этой группы были распространены кафтаны, характерные для лу­говых и горных мариек, а также кафтаны тюркского покроя (камчол, пешмет).

В холодный период осени и весны марийцы носили теплую вер­хнюю одежду из домашнего сукна (мыжер) с суженными к кисти рукавами, по покрою аналогичную летней. Характер ворота зависел от назначения этой одежды. На праздничных кафтанах ворот был открытым, на будничных — закрытым. Праздничные кафтаны шили из белого или серого сукна и украшали по краям фабричной тесь­мой. На будничные кафтаны употреблялось сукно коричневого или черного цвета.

По покрою зимние суконные кафтаны не отличались от весенне-осенних. Они лишь утеплялись в верхней части. Зимой женщины надевали шубы из овчин черного или коричнево-красного цвета. Шили шубы со швом на плече, отрезными в талии, а ниже талии сборчатыми, а у горных мариек украшали желтым мехом (котик). Количество шкур, употребляемых на шубу, зависело от состоятель­ности заказчика. Богатой считалась шуба с большим количеством сборок, на которую уходило 10—12 овчин. Наиболее ценной у всех групп марийцев считалась шуба, покрытая фабричным сукном.

Пояса, передники и поясные украшения являлись важной час­тью марийского костюма. Пояса подразделяются на два вида — по­вседневные и праздничные. Будничные пояса длиной 2 — 2,5 м и шириной 2—4 см ткали из разноцветной шерстяной, реже шелко­вой пряжи. К таким поясам привешивались кошельки для хране­ния денег, ниток, иголок и т.п. Празднично-обрядовые пояса укра­шались монетами, кистями, бусами, пуговицами. Для опоясывания верхней одежды применяли самотканые шерстяные кушаки (пота ÿштö). С конца XIX века в костюме мариек появляются яркие фаб­ричные кушаки.

На поясе женщины носили холщовые вышитые поясные подвес­ки — однолопастные или двулопастные узкие поясные полотенца с вышитыми концами. У луговых мариек поясные подвески сохраня­лись в свадебно-ритуальном костюме до 40-х годов XX столетия.

Передник (ончылшовыч, ончылсакыш, анзылвач) был важной ча­стью костюма. Бытовало два подтипа передников: ранний (тради­ционный) — без грудки, поздний — с грудкой. Передник без груд­ки подразделялся на два варианта: первый состоял из одной точи холста и украшался вышивкой, тесьмой, кружевом; второй — из одной точи холста с двумя боковыми половинками, украшался вы­шивкой из шелковых ниток. Первый бытовал у луговых мариек Царевококшайского уезда, второй — в Уржумском уезде. Пере­дник с грудкой вошел в состав костюмного комплекса мариек с конца XIX века. У восточных мариек передник украшался тканым узором, лентами, позументом, бисером, блестками.

Головной убор в общем комплексе женской одежды занимал одно из самых важных мест. Он был знаком, указывающим на воз­раст, общественное положение носительницы. Головные уборы под­разделяются на девичьи и женские.

Сложные головные уборы типа повязок в прошлом широко бы­товали среди марийцев, об этом свидетельствуют археологические материалы. Было два варианта девичьего головного убора: повязка-венец, сплетенная из шерстяных ниток и украшенная бисером и монетами, и повязка-венец на кожаной основе с монетами. Быто­вавшая прежде повсеместно полусферическая шапочка (такия) со­хранилась у восточно-марийских девушек



в качестве свадебного наряда. Подобный головной убор широко был распространен у тюркоязычных соседей. Основным головным убором был платок, будничный из холста, в праздники — покупной, фабричный. Платок складывался по диагонали, а концы завязывались на подбородке.

Замужние женщины носили головные уборы различных типов: 1) каркасные, остроконечные (шурка и шымакш); 2) лопатообраз­ные (сорока); 3) мягкие полотенчатые (шарпан); 4) платки. Женс­кие головные уборы мариек имеют сложное происхождение. Наибо­лее древним, как следует из первого письменного упоминания о марийских головных уборах А. Олеария, можно считать высокий головной убор на каркасе (шурка). Он представлял собой берестя­ной или кожаный остов высотой до 40 см, обтянутый кумачом с длинной холщовой лопастью сзади, которая прикреплялась к по­ясу. Этот богато украшенный монетами головной убор в прошлом был распространен среди всех групп марийцев.

Древний марийский женский головной убор находит аналогии с подобными уборами других народов: мордвы, удмуртов, казахов. Вероятным источником его считается скифский.

Шымакш представлял собой прямоугольный кусок холста (55x20 см), верхний конец которого сшивался остроконечно. Весь голов­ной убор богато украшался вышивкой. На голове он закреплялся при помощи берестяного или войлочного колпачка. Шымакш — также один из древних головных уборов марийцев, который быто­вал не только среди женщин, но и мужчин. Наиболее древний его вариант имел несколько иную форму. Он не имел твердого остова, состоял из прямоугольного куска холста, сшитого с одной стороны в виде башлыка. На самом конце убора имелась небольшая орна­ментация вышивкой, состоящей из трех розеток. Подобный баш­лык закреплялся на шее при помощи нитяных завязок. Шымакш был преобладающим головным убором и среди восточных мариек. Манера ношения шымакша была различна и заключалась в распо­ложении остроконечной части убора на голове.

Сорока — второй тип каркасного головного убора. Она состояла из очелья, державшегося на твердой основе из бересты или кожи. С боков к очелью пришивались завязки или крылья. Конец головного убора спускался на плечи. Головной убор надевался на холщовую шапочку — волосник. С начала XX века начинается постепенное уменьшение очелья сороки.

Сорока не является архаичным женским головным убором ма­рийцев. Она была воспринята от русского населения в период хрис­тианизации. Переняв форму головного убора, марийцы перенесли на нее свои орнаментальные мотивы.

Третий головной убор, бытовавший у всех трех этнографичес­ких групп народа, был составным. Он представлял собой мягкий полотенчатый шарпан из холста, носившийся всегда в комбинации с нашмаком. Шарпан представлял собой полотенце длиной до 2 м, богато украшенное по краям вышивкой, тесьмой. Нашмак — узкая орнаментированная полоса холста, которая прикреплялась к шарпану на темени с помощью металлических заколок. У луговых ма­риек нашмак был длинной около 20—25 см, шириной 5 см, у гор­ных — соответственно — 45—50 см и 4 см. У разных этнографичес­ких групп имелись различия не только в размерах нашмака, орна­ментации, но и в способе ношения головного убора в целом. Луго­вые марийки шарпаном закрывали полностью шею, затылок и косу, горные марийки им закрывали шею и косу. Шарпан восточных мариек носился без нашмака. В теплое время года они полотенцем обертывали голову, спуская один конец на спину, а в прохладную погоду им закрывали еще и шею.

В начале XX века шарпан луговых мариек видоизменился, раз­делившись на две части: кумлукан шарпан — верхнюю, короткую часть, закрывающую голову, и шарпан поч — "хвост" головного убора, прикреплявшийся к первой.

Полотенчатый головной убор (шарпан) имеет прямые аналогии с уборами тюркских народов: башкир, татар, чувашей, с которыми марийцы жили в близком соседстве.

Четвертый тип — платок из холста с вышивкой. Его повязывали поверх остроконечного шымакша и сороки. Поверх первого голов­ного убора надевался треугольный платок, на второй — четыреху­гольный. Зимой надевали теплые платки-шали, сотканные из шер­стяных ниток.

Обязательной принадлежностью свадебного наряда невесты всех групп марийцев было богато вышитое покрывало (вÿргенчык), кото­рое сшивалось из трех полос холста. В начале XX века холщовые покрывала выходят из употребления, заменившись фабричными шелковыми платками.

Шапки (упш) употреблялись в зимний период. У луговых мари­ек бытовала высокая шапка с суконным красным верхом и лисьей опушкой. У горных мари меховая опушка была из бобра, верх так­же украшался фабричной тесьмой. У последних шапка такой фор­мы вышла из употребления к концу XIX века. Шапка с лисьим мехом сохранилась в свадебном костюмном комплексе мариек се­веро-восточных районов Марий Эл до наших дней. Шапки из мер­лушки в виде кубанки с круглым суконным верхом бытовали сре­ди луговых и горных мариек. У луговых мариек такие шапки ис­пользовались в качестве свадебного головного убора невесты, а так­же праздничного зимнего головного убора женщин.

Каждому вышеописанному женскому головному убору соответ­ствовали определенные типы причесок, которые отличались слож­ностью. Девушки-марийки, как и девушки многих народов Европы, заплетали волосы в одну косу. Смена прически на женскую проис­ходила во время свадебного обряда, чему следовала и смена голов­ного убора. Это символизировало переход девушки в группу замуж­них женщин.

Традиционная обувь мариек подразделяется на три типа: лыко­вую (будничная), кожаную (праздничная) и валяную (зимняя). Са­мой распространенной обувью марийцев были лапти. Повседнев­ные лапти плелись из семи лык, а праздничные — из девяти. Праз­дничные лапти иногда в носовой части украшались красной лен­той, вплетавшейся вместе с лыком. В весенне-осенний период к ним пришивали деревянную подошву (кöтöрма) высотой 3—4 см, что­бы в обувь не проникала вода.

Оборы лаптей обычно были свиты из лыка или шерсти. Лапти горных мариек имели очень маленькую головку шириной 1,5—2 см, поэтому к ней прикреплялись тонкие веревочки из лыка, чтобы они лучше держались на стопе.

Поволжские марийки всегда носили лапти в сочетании с белыми холщовыми и черными суконными онучами, причем первыми обер­тывались ступни, вторыми — голени ног. Способ обувания ног имел четко разграниченные территориальные особенности, заключавши­еся в украшении шерстяных онучей и в способе завязывания обор. Горные и часть луговых (Царевококшайский, Яранский уезды) ма­риек завязывали оборы у колена, женщины Уржумского уезда — на середине голени. Суконные праздничные онучи луговых мариек украшались тесьмой, бисером, пуговицами, монетами.

Из липового лыка, а иногда из бересты, плели "ступни". Данный тип обуви использовался редко и только во время домашних работ.

Кожаная обувь очень ценилась, ее старались надевать только в праздничные дни. У поволжских мариек употреблялся один тип сапог, нижняя часть голенища которых была собрана в гармошку. В большей степени кожаная обувь была распространена среди восточных марийцев, в частности, среди уральских, которые проживали ближе к промышленным центрам и в большей степени занимались промыслами и отходничеством. Валенки — зимний вид обуви — носили представительницы всех этнографических групп.

Одежда марийцев функционально подразделялась на повседнев­ную, праздничную и обрядовую. Праздничный костюм по составу предметов, по форме и покрою во многом повторял будничный, одна­ко выглядел более нарядно и красочно. Его богато украшали вышив­кой, тесьмой, позументом, бисером, монетами. Народный костюм был тесно связан с обрядовой стороной жизни крестьянства. Наиболее красочна марийская свадебная одежда. Большое значение придава­лось одежде невесты, жениха, а также костюму специальных участ­ниц свадебного обряда — поезжанок. Особенностью свадебного костюма было наличие суконных кафтанов и меховых шапок в любое время года. Немаловажное значение в свадебной обрядности марий­цев играло приданое невесты, в состав которого входили не только одежда девушки, но и подарки, которые имели немаловажное значе­ние в приобщении невесты к новой семье. Подарки преподносились всем близким родственникам жениха. В приданом проявлялась со­стоятельность семьи. Оно имело и престижное значение, так как вышитые элементы одежды показывали мастерство будущей жены.

Свадебная одежда и костюм молодушки в представлении народа выполняли не только эстетическую, но и охранительную и продуци­рующую функции. Свадебная одежда жениха и невесты (рубаха, каф­тан, головной убор) у марийцев после обряда не надевалась, а храни­лась для похорон, т.е. она становилась погребальной одеждой.

У каждого народа, как известно, существовали свои эстетические представления об одежде. У марийцев традиционным ее цветом был белый. Белый цвет — специфическая особенность марийского костюма.

В развитии марийской народной одежды известную роль играли различные по характеру и интенсивности историко-культурные вза­имовлияния не только с финноязычными, славянскими и тюркски­ми, но и более далекими народами.

Марийскому традиционному народному костюму, как и одежде многих других народов Восточной Европы, были присущи, с од­ной стороны, традиции, связанные с земледелием, которые преоб­ладали, а с другой — влияние южной степной скотоводческой культуры. Элементами одежды, приспособленными к земледелию, возникшему на лесных традициях, являлись: пояс, игравший ути­литарно-практическую роль — к нему привешивали топор, нож; узкие штаны; подпоясанный короткий кафтан; лыковая обувь с холщовыми и суконными онучами. Эти предметы, как известно, не употреблялись кочевыми народами. Прямоспинные кафтаны с боковыми разрезами, штаны с широким шагом у восточных мари указывают на влияние со стороны степной скотоводческой куль­туры.

Анализ марийского народного костюма в сопоставлении с одеж­дой, характерной для народов Урало-Поволжской этнографической области — мордвы, удмуртов, чувашей. татар, башкир, позволяет отметить наличие значительного количества общих черт. Сходство элементов костюмных комплексов народов этого региона неоднок­ратно отмечалось в этнографической литературе.

Известное влияние на развитие марийского народного костюма оказала русская одежда. Особенно это отразилось на мужской одеж­де. Так, марийский мужской костюм второй половины XIX — начала XX веков был очень близок русскому костюму, а у группы горных мари был почти тождествен.

В некоторых случаях взаимосвязи приобретали характер заим­ствований. Однако заимствованный элемент проходил проверку на соответствие труду, быту, эстетическим и этическим взглядам и понятиям.

Народный костюм на протяжении столетий изменялся, но в то же время не утратил самобытности, сохранив многие свои исконные элементы к началу XX века. Стойкость традиционных видов одеж­ды особенно характерна для женского костюма, так как эта часть марийского населения была менее подвижной и потому менее вос­приимчивой к стороннему влиянию. Сохранение старинного костюма несомненно являлось и результатом существования полуна­турального хозяйства, изолированности деревни от города, живучести традиционных верований.

С развитием капиталистических отношений в марийской дерев­не начали появляться представители сельской буржуазии: владель­цы крупных земельных наделов, различных промысловых заведений, которые стремились выделиться из основной массы своим костю­мом. В этот период в одежде ярко отражается имущественная диф­ференциация. Это проявилось не столько в покрое костюма, сколько в количестве всего носильного платья семьи, в качестве употребляе­мых для этого тканей, в видах обуви, обилии украшений и вышив­ки. Особенно отчетливо состоятельность семьи отражалась в при­даном невесты — количестве рубах, предметов верхней одежды и головных уборов, наличии или отсутствии меховой одежды, в част­ности шубы, наборе украшений и их качестве. Во второй половине XIX века зажиточные марийки подчеркивали свое имущественное и социальное положение количеством фабричных платков и тка­ней, лент, тесьмы, позумента, кружев.

Переустройство хозяйства и быта в послеоктябрьский период привело к коренному изменению культуры и быта крестьянства. Особенностью развития костюма марийского крестьянства в 20-е годы является отказ от архаичных форм одежды, упрощение вышивки и отделки. В 30—40 годах традиционный костюм подвергся силь­ной трансформации в направлении изменения покроя одежды и характера вышивки. В предвоенные годы зарождаются совершенно новые формы народного костюма — платье из хлопчатобумажной белой ткани с оборкой, украшенной вышивкой крестом или гладью, фартук. Продолжается отказ от неудобных традиционных частей костюма.

Великая Отечественная война замедлила процесс трансформации и модернизации народного костюма.

В 50-е годы большинство сельских женщин продолжало но­сить национальный костюм. Для мужского населения характе­рен полный переход на городские формы одежды. В 60-е годы девушки и большинство молодых женщин перешли на общего­родские формы одежды. Этому в значительной степени способ­ствовало широкое распространение промышленных товаров и подъем материального благосостояния населения. Приверженцами национального костюма оставались женщины среднего и старше­го поколения.

В современном быту сохраняются наиболее рациональные и удоб­ные формы народного костюма, такие как черные демисезонные кафтаны, бытующие в основном среди женщин северо-восточных районов республики. У этой же группы и марийцев юго-восточной части республики сохранилась традиционная свадебная одежда. Остальная часть луговых и горных мари на свадьбу надевают праз­дничные комплексы одежды.

В настоящее время функциональное применение национального костюма все более перемещается в сторону использования его в ка­честве праздничного и сценического.

Текст: Молотова Т.Л. Книга: "Этнография марийского народа". Йошкар-Ола. 2001

Источник: luiza-m.narod.ru

Другие товары