Русский народный свадебный костюм.

Среда, 26 Сентября 2012 г. 11:04 + в цитатник

Южные губернии России

Девичий праздничный костюм

Начало XX в. Тамбовская губерния, Спасский уезд, с. Красная Дубрава

На юге России в XIX — начале XX века особенно ярко проявлялась разница в одежде довенчального и послевенчального периодов. Сергиево-Посадский музей хранит одну из лучших в стране коллекций южнорусских свадебных костюмов. Девичий наряд с. Красная Дубрава состоит из рубахи, поневы, короткой нагрудной одежды — шушпана и головного убора — «лентки с ковылем» в виде обруча с пучком ковыля надо лбом и длинными цветными лентами, спускающимися по спине.

Типичной одеждой замужних женщин юга России была понева. Исследователи русского народного костюма считают поневу древнейшим типом женской одежды. Существует несколько видов понев: из не сшитых между собой полотнищ, распашная, понева с прошвой и понева-юбка из клетчатой поневной ткани. В некоторых селениях Тамбовской, Рязанской, Калужской, Пензенской, Тульской, Орловской губерний в XIX в. существовал обряд первого надевания поневы. Обычно девочки, не достигшие совершеннолетия, носили рубахи, подвязанные поясками. С того момента, когда девушка впервые надевала поневу, она считалась невестой, и к ней уже можно было свататься. Первую поневу нередко шила сестра, а надевал брат или мать (родная или крестная). К концу XIX в. этот древний обычай сохранился лишь в отдельных местах, а понева осталась признаком замужества.

Рубаха с. Красная Дубрава сохранила архаичный туникообразный покрой. На примере кроя этой рубахи можно проследить крестьянскую традицию разумной экономии ткани. Она сшита из двух сложенных полотнищ ткани, образующих перед и спинку, причем одно полотнище — на четверть короче. Его задняя часть до плечевого сгиба остается цельной, а от второй, передней, по долевой нити отрезают половину, которой надставляют (удлиняют) оставшуюся часть короткого переднего полотнища (см. схему кроя на с. 104). Край спинки загибается и соединяется с составной частью переда. Вверху этот сгиб разрезается для вшивания рукава. Другой рукав пришивается к кромке цельного полотнища. Под рукава вшиты клиновидные ластовицы. Особенностью данной рубахи является архаичная длина узких рукавов, почти скрывающих кисти рук.

Невысокий воротник-стойка, застегивающийся на две пуговицы вшит в округлое отверстие для головы, которое прорезано в месте сгиба полотнищ. Для расширения нагрудной части в полотнищах рубахи сделаны длинные продольные разрезы, в которые вшиты плечевые вставки — косые полики, пришитые по основе. Каждый полик состоит из двух сшитых

между собой деталей трапециевидной и треугольной форм. Они выкроены из прямоугольного куска ткани, разрезанного наискось. Необходимость изготовления полика из двух составных деталей, а не из одного цельного куска, опять же обусловлена принципом экономии материала. Основные конструктивные линии и края рубахи отмечены полосами тканого и вышитого несложного геометрического узора красного и черного цветов, дополненных зелеными, желтыми и лиловыми нитями, а также нашивками желтых лент и тесьмой-вилюшкой. Рукава и грудной разрез обшиты темно-красной хлопчатобумажной тканью, украшены полосами вышивки и браного ткачества, лентами. Поверх рубахи надевается понева, представляющая собой юбку, сшитую из трех полотнищ черной домотканой шерстяной клетчатой ткани полотняного переплетения и одного полотнища черной хлопчатобумажной ткани — прошвы, которая располагается сбоку. Полотнища соединены кромками, их верхняя часть собрана под обшивку на шнур-гашник. Низ поневы отмечен яркой шерстяной каймой, сочетающейся с общим декоративным решением наряда.

Высокими художественными достоинствами отличается пояс с. Красная Дубрава. Он сплетен на дощечках из очень тонких шерстяных нитей основного лилового с добавлением белого, зеленого и красно-коричневого цветов. Концы пояса завязаны узлом, ниже каждый конец обшит цветными и серебряными нитями, металлическими блестками, белым и черным бисером. Затем нити основы плотно обвиваются серебряной нитью и переплетаются между собой, образуя два сложных узла, соединенных друг с другом двумя пуговицами. Пояс заканчивается кистями из разноцветных и серебряных нитей с большими ворварками, обнизанными цветным бисером. На кончиках кистей подвешены металлические блестки и бусины черного бисера. Комплекс праздничного девичьего костюма завершал шушпан — нагрудная туникообразная одежда с короткими рукавами. Глухой (нераспашной) шушпан имеет древнее происхождение. Существует мнение, что подобные шушпаны носили девушки и женщины в Древней Руси.

Шушпан сшит из цельного отбеленного конопляного полотна, нешироких прямоугольных бочков и вставок из темно-красной шерсти, расположенных между ними и по низу. В месте плечевого сгиба центрального полотнища вырезана горловина трапециевидной формы с грудным разрезом. По линиям кроя шушпан орнаментирован полосками счетной вышивки, ткачества, металлическими блестками.

Девичий костюм

Начало XX в. Рязанская губерния, Скопинскии уезд

Девушка на выданье из Скопинского уезда носила особый наряд, в цветовой гамме которого основную роль играл белый цвет домотканого шерстяного и льняного полотна. Такой костюм обычно дополняли шейные и нагрудные украшения из бисера «чопки» и «разметки», а также девичья повязка золотного шитья с пушками около ушей.

Костюм из Сергиево-Посадского музея состоит из рубахи, верхней наплечной

одежды-шушки и пояса.

Рубаха составная: ее верхняя и нижняя части изготовлены из четырех полотнищ отбеленного льна. По-видимому, это поздний вариант кроя девичьей рубахи (ее могла носить и молодая женщина).

Первоначально рубаха была цельнокройной. В верхней части передние и задние полотнища, а также небольшие прямые полики присобраны в мелкие густые сборки под невысокий воротник-стойку. Прямые рукава, сшитые из цельных полотнищ кумачовой ткани, внизу присобраны под неширокие манжеты в частые сборки, зафиксированные с изнаночной стороны. Манжеты застегивались на пуговицы с помощью воздушных петель. Под рукава вшиты квадратные ластовицы.

Рязанская рубаха очень нарядна. Она украшена по воротнику, линиям поликов и грудного разреза счетной вышивкой красными хлопчатобумажными нитями с ромбовидными узорами. Места соединений рукавов и поликов отмечены декоративными нашивками из полос красного коклюшечного кружева и черной тесьмы с металлическими блестками. Яркие кумачовые нашивки обрамляют также грудной разрез. Манжеты украшают полоски золотного шнура с нашитыми рядами металлических блесток и бисера.

По низу подола проходит нашитая широкая тканая красная кайма с тремя рядами узких полосок. Кайма на девичьей рубахе обязательно должна была быть видна из-под верхней одежды-шушки.

Шушка сохранила архаичный туникообразный крой: центральное полотнище плотного шерстяного домотканого полотна бело-серого цвета перекинуто спереди назад; в месте сгиба прорезана горловина v-образной формы; по бокам пришиты более короткие полотнища и в верхней части — недлинные рукава.

Под рукавами вшиты маленькие ромбовидные ластовицы. Декоративное решение шушки подчеркнуто скромно: единственным цветовым акцентом одежды является шерстяная вишневого цвета обшивка, обрамляющая вырез для головы, края рукавов и подола. К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними — темно-красные полоски хлопчатобумажной ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета.

Известно, что шушка являлась не только деталью девичьего костюма, она также могла служить погребальной и поминальной (траурной) одеждой девушек и старух.

Девичий «печальный» костюм

Конец XIX — начало XX в. Тамбовская губерния, Темниковскии уезд

Опираясь на фольклорные и этнографические материалы восточнославянских народов, современные исследователи пришли к выводу об общих древних представлениях, лежащих в основе свадебного и похоронного обрядов. Так, в довенчальный период невеста должна была обязательно «печалиться», оплакивая свое девичество, носить траурную одежду. Она отличалась сдержанной цветовой гаммой, в которой доминировал белый цвет холста, знаковый цвет скорби. Костюм из Темниковского уезда, выполненный в конце XIX — начале XX в. относится к категории «печальных», или «горевых», костюмов. По-видимому, его могли носить как молодые девушки, собираясь к венцу, так и пожилые женщины.

Костюм состоит из рубахи, нижней юбки, сарафана, пояса и передника. Рубаха из отбеленного льна имеет составную конструкцию. Ее верхняя часть — «стан» — туникообразная, сшита из двух прямых полотнищ, сложенных по линии плеча по утку и собранных у горловины в мелкие частые сборки под неширокую обшивку, украшенную красным тканым геометрическим узором; посередине груди — разрез, застегивающийся на металлическую пуговицу и воздушную петлю. Для расширения грудной части на плечевом сгибе сделаны продольные разрезы, в которые вшиты трапециевидные вставки, составленные из двух частей, — «косые полики». Сильно суживающийся к запястью рукав выполнен из одного полотнища, пришитого к верхней кромке стана; под рукавом вшита длинная клиновидная ластовица. Нижняя часть рубахи сшита из четырех прямых полотнищ аналогичной ткани. Грудной разрез, края рукавов и низ подола декорированы двух- и четырехрядными узкими полосками мережки.

Нижняя юбка, надеваемая поверх рубахи, изготовлена из шести прямых полотнищ полушерстяной ткани, окрашенной в розовый цвет. Переднее полотнище имеет небольшие защипы по краям, а боковые и задние собраны в частые сборки под неширокую обшивку; на левой стороне — застежка. Подол юбки обшит полосой черного бархата, подбитой с изнанки белой хлопчатобумажной тканью.

Сарафан из отбеленной тонкой шерстяной ткани полотняного переплетения состоит из двух прямых — переднего и заднего — полотнищ, причем последнее в верхней части выкроено по форме спины с подкройными проймами и широкими лямками, перекинутыми на грудь. В верхней части переднего полотнища посредине имеется небольшой кареобразный вырез. К прямым полотнищам пришиты боковые скошенные полотнища — по шесть с каждой стороны, которые вверху под мышками заложены в складки. По низу подола пришита темно-красная шерстяная тесьма, являющаяся единственным цветовым акцентом сарафана.

Чуть выше талии сарафан подвязывался красным шерстяным поясом полотняного переплетения.

Его украшением являются нашитые на концах узкая и широкая полосы черной ажурной шелковой тесьмы фабричной работы, под которые подложена белая хлопчатобумажная ткань. Изящный ажур тесьмы четко выделяется на белом фоне подложки. Еще один предмет, входящий в костюм, — длинный туникообразный передник с рукавами, который надевался через голову поверх сарафана. На рубеже XIX—XX вв. такой передник обычно входил в комплекс женской одежды с рубахой и поневой. В нашем случае мы имеем еще один интересный вариант костюма южнорусского региона, в котором соединены передник с рукавами и сарафан.

Передник сшит из одного длинного полотнища тонкой отбеленной льняной ткани домашнего приготовления, перекинутого по линии плеча, с овальным вырезом для головы. Края полотнища соединены двумя скошенными боковыми полотнищами, вверху к краям пришиты зауженные к запястью рукава. Под ними — длинные клиновидные ластовицы. Сзади полотнище имеет вертикальный разрез, завершающийся на уровне лопаток округлым вырезом. К подолу передника пришита широкая полоса красно-белого строчевышитого узора, составленного из трех частей, соединенных продольными полосками кумача. В узоре вышивки — широкая полоса из восьмиконечных звездчатых фигур, обрамленных зигзагообразными линиями, и узкие полоски из ромбов. По низу пришито красно-белое, плетенное на коклюшках кружево с фестончатым краем. По краю рукавов проходят узкие дорожки мережек, такие же, как и на рубахе. Архаичный туникообразный крой деталей костюма, его художественное решение, отличающиеся подчеркнутой строгостью и торжественностью, соответствуют его обрядовому назначению.

Фрагменты свадебного полотенца

Из тульско-калужского региона

В семейной обрядности полотенце являлось предметом особой важности, без которого родильные, свадебные и погребальные обряды были невозможны.

Как и в других местах, свадебные полотенца тщательно украшались.

В орнаментации тульских и калужских полотенец наиболее широкое распространение получила цветная перевить — вышивка цветными нитями по продернутому в виде сетки холсту. В Калужской губернии такую вышивку называли вырезами.

Основными цветовыми сочетаниями в узорах полотенец на протяжении длительного времени являлись белый и красный, которые дополнялись желтым, синим и зеленым. Знаковыми мотивами калужских и тульских полотенец являются птицы-павы с длинными, круто изогнутыми шеями, пышными «солнечными» хвостами. Вышитые белыми нитями, они четко выделяются на ярко-красном фоне сетки.

Девичьи венчальные костюмы

Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Отправляясь к венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Бирюченского уезда надевала «печальную» одежду, состоящую из белой рубахи, черного сарафана, передника, пояса и головного платка27. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей». Название рубахи связано с тем, что ее могла носить не только невеста, но и старуха. В собрании музея хранятся два варианта «старушечьих» рубах, закупленных научными экспедициями в бывшем Бирюченском уезде.

Рубаха более раннего происхождения сшита из четырех полотнищ грубого конопляного холста (два спереди и два сзади), соединенных вверху прямыми поликами и прямоугольными вставками-«фарботами» из белого коклюшечного кружева. Верхние края полотнищ и поликов присобраны в мелкие сборки под невысокий воротник-стойку. Грудной разрез, верх воротника и место соединения воротника с полотнищами обшиты черными нитями. Рукав сшит из одного широкого и одного узкого прямых полотнищ, присобранных внизу под узкую обшивку — тесьму красного цвета. Под рукава вшиты квадратные ластовицы из малинового сатина. Места соединения кружевных вставок отмечены узкими полосками белого строчевышитого узора в виде продольных цепочек.

Более поздний вариант «старушечьей» рубахи имеет аналогичный крой. Его отличительной особенностью является орнаментация плечевой части. Небольшой полик соединяется с рукавом и полотнищами спины и переда тремя полосами белого коклюшечного кружева со сложным ромбическим узором.

Двум вариантам «старушечьих» рубах соответствуют два варианта кроя венчальных сарафанов. Черный шерстяной сарафан в этих местах использовался не только как венчальная, но и вообще как девичья одежда. Если женщина не выходила замуж, она носила сарафан, дополненный передником и поясом, всю жизнь.

Отличительной особенностью сарафана-«широколямошника» является туникообразный крой, что свидетельствует о его древнем происхождении; широкие лямки выкроены из центрального полотнища, перекинутого на плечах. Он имеет неглубокий прямоугольный вырез для головы, боковые полотнища под мышками собраны в густые сборки, зафиксированные изнутри и снаружи нашивкой из черной

хлопчатобумажной ткани. Единственным украшением сарафана является вышивка в виде неширокой полосы,составленной из красных, желтых, зеленых и темно-синих прямоугольных фигур, и узкая красная плетеная тесьма, проходящие по подолу.

На смену сарафану-«широколямошнику» пришел сарафан на узких лямках. Его шили из двух цельных полотнищ (одного спереди и одного на спинке) и четырех скошенных боковых; в верхней части полотнища спереди и сзади обшивались полосками синего сатина. Неширокие сатиновые лямки соединялись на середине спины. Нагрудная часть сарафана оформлялась полоской вышивки, выполненной цветными шерстяными нитями.

Передник-«завеска» сшит из двух коротких полотнищ конопляного холста; в верхней части они присобраны под узкую бело-розовую обшивку-тесьму с длинными петлями по краям, предназначенными для продевания в них узкого пояска. Нижний край полотнищ очерчен черной вышивкой в виде цепочки стилизованных цветов-кустиков и красной зигзагообразной линии.

Близким по характеру узором отмечено место стыка полотнищ в нижней части передника. К подолу пришиты полоска белой строчевой вышивки и широкая фабричного изготовления оранжево-красная тесьма с узкими пробежками синих, зеленых и желтых нитей. Края полотнищ и белой вышивки обшиты черными хлопчатобумажными нитями. Любопытно, что и в настоящее время в деревнях бывшего Бирюченского уезда белое плетенное на коклюшках кружево и покупную многоцветную тесьму называют «фарботами».

Ярким акцентом наряда являлся широкий шерстяной красный пояс-«подпояска» с зелеными, лиловыми, белыми и желтыми продольными полосками.

Белый платок, который покрывал длинные распущенные волосы, завершал «горевои» наряд воронежской девушки-невесты. Она прощалась с девичеством и «вольной волей», «умирала» в своей прошлой беззаботной жизни для того, чтобы после венчания «возродиться» уже в совершенно



новом для нее качестве — женщины-жены.

Вышитые детали праздничной женской одежды

Тамбовской и Курской губерний начала XX в.

Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом. Ее широкое бытование на всей территории России было связано, в первую очередь, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К». Мелкая кустарная мастерская, основанная в Москве в 1864 г. Генрихом Брокаром, французом по происхождению, выпускала дешевые сорта туалетного мыла, в том числе «народное», по цене 1 коп. за кусок.

К 1880-м годам мастерская переросла в крупную фирму, торговавшую по всей стране. Сорта брокаровского мыла — «сельское», «русское», «национальное» и другие, снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле, покупателям. Интерес общества к отечественной истории, культуре являлся характерным веянием времени.

Предлагаемые фирмой Брокара мотивы орнаментов в виде стилизованных гирлянд из реалистично трактованных цветов, в первую очередь роз и васильков, геометрических мотивов из ромбов и других разнообразных фигур воспринимались как «истинно народные», поскольку заимствовались художниками с подлинных образцов крестьянского творчества. Подобными вышитыми узорами украшались полотенца, скатерти, подзоры, а также отдельные детали традиционной крестьянской одежды (рукава, подолы передников, нагрудные части рубах) и городская одежда, выполненная в «русском стиле».

Костюм новобрачной

Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченскии уезд, с. Афанасьевка

По возвращении из церкви перед брачным пиром девушку переодевали, и она представала перед молодым мужем, родственниками и гостями в преображенном виде. Ее голову венчал закрытый головной убор — «сорока», украшенный золотным шитьем. Девичья одежда — сарафан — менялась на «бабью» — поневу.

Костюм новобрачной южнорусских губерний состоял, как правило, из рубахи, поневы, передника, пояса, закрытого головного убора или платка, шейных украшений, серег, вязаных чулок, кожаной обуви. Женский воронежской костюм неоднократно привлекал внимание исследователей своими несомненными художественными достоинствами и значительными отличиями от других южнорусских костюмов. Однако его происхождение до сих пор остается загадкой. Известно, что в прошлом костюм являлся одним из наиболее устойчивых элементов материальной культуры. Именно это обстоятельство позволяет предположить, что его происхождение связано с одеждой аборигенного населения здешних мест. Это были кочевники-половцы, владевшие степными территориями верхнего Дона с середины XI до первой половины XIII в. Сохранившиеся до настоящего времени изображения представителей половецкой знати XIII в. (так называемые каменные бабы) доказывают, что половецкие женщины в XIII в. и воронежские крестьянки в конце XIX — начале XX в. носили очень схожую одежду. Наряд, в который молодую обряжали после венчания в селе Афанасьевка, включал в себя рубаху с «золотыми ремнями», «наборную» поневу, передник-«завеску», пояс, пояс-«подпояску» и головной убор — «сороку». Выполнялся он из материалов домашнего приготовления: шерсти, конопли, иногда использовали покупные хлопчатобумажные нити. Если невеста была из богатой семьи, в ее наряде присутствовали дорогие материалы: бархат, бисер, блестки, цветные шелковые ленты.

В разных губерниях России существовало множество вариантов декоративного убранства понев30. Даже в соседних селах Бирюченского уезда свадебные поневы различались по цвету, характеру узора, носили разные названия: «потринитка», «на шленке», «наборная». Самой многодельной была понева «потринитка»; клетки ее полотна вышивались петельчатым швом темно-красными нитями, в результате чего ткань напоминала густой, толстый мех. Чтобы получить петельчатый шов, под нитки подкладывали деревянные прутики, поэтому такой прием назывался «вышивкой на прутках». Использование меха, а также его имитация особым способом изготовленными тканями, не случайны. Это связано,

по крестьянским представлениям, с его продуцирующей ролью в свадебном обряде. В поневе «на шленке» клетчатый узор также зашивался, но уже иным швом — «набор» и иным цветом — оранжевым.

Понева «потринитка», вид сзади

«Наборную» поневу шили из четырех полотнищ ткани (три полотнища — из черной клетчатой, одно — прошва — из однотонной черной шерсти), собранных в верхней части на шнур-«вздержку». Крупные клетки, образованные пересечением широких прерывистых белых полосок, отчетливо выделялись на бархатисто-черном фоне поневного полотна. Любопытно, что в декорировке «наборной» поневы использованы различные способы оформления мест соединения полотнищ. Так, место стыка прошвы, располагающейся полоской ткани шириной 4 см с вышитыми на пяльцах узорами. Поскольку спереди и с боков понева закрывалась передником, ее более всего украшали сзади. Ширина задней «своски» достигала 7 см. Клетчатая поневная ткань на две трети ширины расшивалась с обеих сторон красно-оранжевыми шерстяными нитями, при этом вышитый узор сзади также был шире, чем с боков. Широкая полоса орнамента на подоле представляла собой две линии ромбов, обрамленных узкими косичками. Включение в основную красно-оранжевую гамму вышивки темно-синих, зеленых и вишневых нитей усиливало общую контрастность цветового решения «наборной» поневы, главной характеристикой которой является исключительная красочность.

«Наборная» понева, вид сзади

Известно, что в свадебном обряде этой местности использовалась не одна понева. Так, по традиции, на третий день свадьбы молодая надевала поневу «под дары» и одаривала гостей платками, головными уборами, поневами, вынимая их из сундука с приданым. Многократная перемена спереди слева, и клетчатых полотнищ отмечено многоцветной вышивкой. С правого бока поневные полотнища соединяются «своской» — продольной одежды новобрачной, очевидно, имела охранительное значение: переодеваясь, она защищала себя от возможного сглаза.

Необычайно эффектно оформлялись свадебные воронежские рубахи. Их шили из четырех прямых полотнищ отбеленного хлопчатобумажного холста (два спереди и два сзади), собранных в сборки в верхней части, с прямыми поликами, пришитыми по утку, узкими и широкими вставками по сторонам поликов, маленьким отложным воротничком, длинным грудным разрезом, прямыми широкими рукавами и ластовицами под ними.

Рукава сшиты из полутора полотнищ, собранных у запястья в сборки под манжеты, украшенные пышными оборками из шелковой ленты — «брыжжами». На поликах, рукавах и узких вставках располагается черный вышитый узор в виде зеркально отраженных стилизованных женских фигурок и зигзагообразных линий с «древами» — условными изображениями деревьев. Такой орнамент в некоторых селах называли «узором во всю гребенку». Между поликом и рукавом вшивались прямоугольные вставки: две узкие продольные, расшитые черными нитями в технике счетной вышивки, и одна поперечная, более широкая — «золотой ремень» — полоса золотного шитья с орнаментом из красных контурных ромбов, заполненных фигурами в виде крестов. Край воротника, выкроенного из малинового сатина, обработан петельчатым швом черными нитями.

Отметим, однако, что вышивка черным цветом, использование в декоре рубахи «золотых ремней» в целом не характерны для традиционного русского костюма.

Важной деталью ансамбля является передник-«завеска», Сшитый из двух коротких полотнищ белого холста. Полотнища передника присборены вверху под узкую красную обшивку; вместо обычных завязок пришиты недлинные петли.

Полотнища соединены красной шелковой, так называемой дорогой лентой с тканым цветочным орнаментом; аналогичная лента пришита к краю подола. Места соединения белого холста и лент отмечены черным вышитым узором из рядов геометрических фигур и елочек.

Необычно использование в костюме двух поясов. Первый, узкий черный шерстяной поясок, продевали в петли передника и завязывали сзади, на линии талии. Концы пояса украшались овальными «кругами», выполненными из картона и расшитыми цветной шерстью, металлическими блестками, стеклянными бусинами и бисером. Еще один пояс — «подпояска» — широкий шерстяной красного цвета с продольными разноцветными полосками. Его дважды обвязывали вокруг талии, а концы спускались из-под передника-«завески». Грудь молодой женщины украшало ожерелье-«грибатка». Оно представляло собой три узкие полоски черного плетеного на дощечках шнура, соединенные бисером с четырьмя парами таких же, как на поясе, «кругов».

Свадебный головной убор «сорока»

из Бирюченского уезда Воронежской губернии (начало XX в.)

Свадебный головной убор «сорока» состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно сороки каблукообразной формы. Сорока является древним по происхождению и способу ношения головным убором русской женщины. Так, в старообрядческих сочинениях 1660-1680-х гг. («Список 1 с писем страдальческих священнопротопопа Аввакума») упоминается термин «сорока», ее составные части, указывается, что носила высоко надо лбом «женка на кичке своей сороку».

Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка — твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх небольшими рожками, обшитая кумачом. К ней крепится кусок холста, края которого присобраны на тонкий шнур-«вздержку». Кичку надевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем шнуром фиксируют ткань на голове, несколько раз обвязав шнуром рожки и закрепив его. Затылок прикрывают позатыльнем (позатыльником)— прямоугольной полосой расшитого золотными нитями бархата, закрепленного для жесткости на картоне, к верхней части и боковым сторонам которого пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещивают на лбу и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом плотно скрепляя кичку с позатыльнем. И наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сложное сооружение. Основными мотивами орнамента золотной вышивки на позатыльне и по верху сороки являются «древа», аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи. Сохранились местные названия отдельных частей сороки: спереди располагается «очелье», по бокам — «кружки», сзади по «позатыльню» спускаются «крылушки».

Иногда сороку изготавливали сами крестьянки, но чаще ее отдавали шить на заказ или покупали на ярмарках.

Такой костюм сохранялся в Воронежской области

как свадебный наряд до 1950-х годов

Костюм новобрачной

1920-е гг. Пензенская губерния, Керенский уезд, с. Вяземка

Этот наряд являлся одновременно и свадебной одеждой и костюмом, который женщина надевала по самым большим праздникам до рождения первого ребенка. Он состоит из рубахи, поневы распашного кроя, пояса, нагрудного украшения гайтана. Такой наряд носили с двурогой сорокой, украшенной золотной вышивкой.

Ткань основных полотнищ рубахи (ширина полотнища — 35 см) выполнена заготовками в виде раппортов, размер которых определялся длиной будущей рубахи — 133 см. На ткацком стане сначала изготавливалась узорная кайма подола (длиной 21 см), а потом уже ткался обычный белый холст полотняного переплетения. Узор красной тканой каймы подола состоял из узких браных дорожек и неширокой полосы закладного узора в виде цепочки белых гребенчатых ромбов. Затем раппорт повторялся. Для шитья рубахи понадобилось три полных раппорта и небольшой кусочек аналогичной заготовки размером в одну треть полотна.

Для рукавов, поликов, плечевых узорных нашивок заготовки были несколько иными. При сохранении единой цветовой гаммы, принципов композиционного построения орнаментов, выполненных в техниках закладного и браного ткачества, менялись только размеры заготовок и характер их орнаментальных мотивов. Узоры обогащались введением одного из важнейших символов аграрного культа древних славян — свастики, знака солнца. Принцип покроя рубахи достаточно близок рассмотренному выше крою праздничной девичьей рубахи с. Красная Дубрава (см. с. 50). Он также крайне экономичен. Передняя часть рубахи сшита из двух цельных раппортных полотнищ, в верхней части одного из которых вырезан прямоугольный фрагмент ткани; нижняя часть заворачивается по боковому сгибу назад. Спинка выполнена из одного цельного полотна и другого, составного. Полотнища собраны в частые сборки под узкую обшивку горловины. В верхней части они разрезаны для вставки косых поликов. Форма поликов, рукавов, их архаичная длина имеют прямые параллели с аналогичными деталями рубахи с. Красная Дубрава.

Характерной особенностью декоративного убранства рубах юга России является использование разнообразных техник, приемов и материалов. Так, рубаху с. Вяземка украшают не только тканые узоры, но и нашивки красного узорного ситца тесьмы-вилюшки, обшивки краев подола и рукавов плотным петельчатым швом цветными нитями. Активным цветовым пятном, слегка диссонирующим с общей колористической гаммой рубахи, является нашивка, оформляющая грудной разрез. Она выполнена разноцветными хлопчатобумажными нитями в технике вышивки крестом, имеющей позднее происхождение, дополнена золотым галуном, узкой тесьмой черного и серебристого цветов, металлическими блестками. С нагрудной нашивкой гармонично сочетается шейное украшение гайтан. Он выполнен из низанных из цветного бисера двух нешироких полос с узором в виде повторяющихся косых крестов и ромбов. Они соединены полоской кумача. Внизу к гайтану подвешена медная литая двусторонняя иконка с изображением Богоматери и Св. Николая.

Понева прямого кроя состоит из трех одинаковых полотнищ домашней шерсти. По основному красному фону проходят поперечные синие полосы, по низу подола — широкая кайма со сложным орнаментом из ромбов, свастических мотивов, прямых и волнистых линий. Это так называемая распашная (не сшитая спереди) понева, которая относится к числу наиболее древних.

Узкий цветной шерстяной пояс сплетен на дощечках. Его концы соединены вместе и украшены крупным бисером темно-зеленого и золотистого цветов. На концах пояса — длинные пушистые кисти из нитей основы и золотных нитей. Уникальный крой костюма с. Вяземка, многократное использование основных славянских символов в орнаментации свидетельствуют о его древних корнях.

Женский свадебный костюм

Начало XX в. Курская губерния, Суджанский уезд

В некоторых местностях Юга России сарафан являлся не только девичьей, но и женской одеждой. Состоятельные невесты из Суджанского уезда Курской губернии шили к свадьбе костюм, состоящий из рубахи, сарафана-шубки из алого штофа, передника, одного или нескольких поясов, головного убора, нагрудных украшений, серег.

Сарафан-шубка имеет следующий крой: спереди — одно прямое полотнище, по боковым сторонам — два слегка скошенных; сзади — спинка, состоящая из двух прямых полотнищ, двух клиньев и двух небольших подклинков. Задние полотнища и клинья собраны в плиссированные складки под широкую планку из бархатной ткани.

На переднем полотнище посредине груди — небольшой разрез, застегивающийся на металлический крючок. Широкие лямки крепятся на груди и на середине спины. Лямки и верхняя часть сарафана украшены темно-зеленым бархатом, полосами галуна с зубчатым краем, очерченным сзади и спереди золотным шнуром. Низ подола отмечен сверкающей полосой золотистого галуна и более узкой нашивкой зеленого штофа, обрамленной золотным шнуром. Такой же галун нашит двумя продольными линиями по центру переднего полотнища и по диагонали в нижней части, образуя вместе с украшениями на подоле два одинаковых треугольника. Для того, чтобы дорогой наряд выглядел объемнее, а также служил дольше, его с изнанки полностью дублировали плотной холщовой тканью.

К сарафану невеста надевала составную, прямого покроя рубаху. Ее верхняя часть сшита из двух полотнищ белой фабричной ткани и небольших прямоугольных вставок по бокам, с разрезом посредине груди, завязывающимся на ленту. Нижняя часть рубахи изготовлена из четырех полотнищ домотканого конопляного полотна — «замашки». Передние и задние полотнища, средняя часть рукавов собраны в частые сборки под широкий отложной воротник. Пышные прямые рукава из тончайшей кисеи собраны в сборки под неширокие манжеты, украшенные по краям оборочками. Под рукава вшиты ромбовидные ластовицы. Дороговизна тонких покупных тканей вынуждала крестьянок изготавливать из самых дорогих тканей только видимые детали — прежде всего, рукава.

Отдельно следует остановиться на воротнике. Он имеет прямоугольную форму, достаточно широкий (12 см), отложной. Воротник вообще не был характерен для русской народной рубахи, в том числе и для рубахи южного региона России.

Исследователи традиционного народного костюма Н.П. Гринкова и И.А Попова считают, что подобный воротник восходит к высокому стоячему воротнику-«козырю», являвшемуся деталью одежды русских служилых людей, переселившихся в эти места из Москвы в XVI—XVII вв.

По-видимому, со временем воротник из высокого стоячего постепенно трансформировался в широкий отложной и стал элементом крестьянской рубахи XIX —начала XX вв. Источник: www.liveinternet.ru


Другие товары