Театральные костюмы, карнавальные костюмы

Костюм гусара.

Гусары - лихие вояки и блестящие танцоры, герои войны 1812 года, воспетые в стихах, обаятельнейшие личности и мастера на всевозможные проделки, покручивающие ус в минуту опасности, пользующиеся всеобщей любовью и всепрощением, этот образ словно создан для новогоднего карнавала, шума и кутерьмы. Кто же они? Гусары впервые появились в Венгрии в 1458 году как дворянское ополчение, которое формировалось по принципу: один человек от двадцати дворов. Отсюда и название (husz - двадцать, аr - подать). Первое упоминание о гусарах в России относится к 1634 году, а в 1741 году. Гусарские полки - регулярная легкая кавалерия - уже вошли в состав русских войск. В основу обмундирования гусар легла национальная одежда венгров, богато украшенная шнурами. Гусарский костюм состоит из следующих предметов: доломан - это и есть, собственно, мундир из сукна со стоячим воротником, выложенный галуном и богато украшенный шнурами и пуговицами; ментик - служил теплой верхней одеждой. Носился по верх доломана с 15 сентября по 1 мая.

В остальных случаях укреплялся с помощью шнура (ментишкета) на левом плече. Имел большое декоративное значение. Ментик был оторочен смушкой или овчиной, украшен шнурами, пуговицами и галуном так же, как и доломан. Офицерам лейб-гвардейского полка при па-радной форме полагалась шкура барса, подбитая красной тканью, носимая через левое плечо вместо ментика; чакчиры - узкие суконные штаны, отделанные шнуром; сапоги - невысокие с раструбом и кисточкой, назывались "ботики". Шпоры медные, у офицеров - золоченые; кивер - высокий головной убор; галстук - черный (под мундиром); кушак - гарусный, черный или белый с перехватами; поясная портупея - носилась под кушаком; ташк а - плоская сумка, украшенная вензелем; носилась через правое плечо и висела у ко-лен; епанча - плащ.

До конца XVIII столетия форма сохранялась в первоначальном виде, изменялось лишь оформление отдельных элементов. В начале XIX века вошел в моду фрак. Это сказалось на изменении конструкции форменной одежды, в том числе и гусарской. Доломан и ментик укоротились до пояса. Изменилась выкладка галуна и шнура. Пуговицы разместились в три ряда по 15 штук. Выкладку шнуром обрамлял галун. С 1803 года во всех гусарских полках были введены цветные чакчиры. К началу 1812 года существовало 12 таких полков, форма которых различалась по цветовым комбинациям. Ташки и вальтрапы также имели полковые цвета и украшались вензелем. Разной была выпушка ментиков. у офицеров - серая, у унтер-офицеров - черная, у рядовых - белая. Долгое время форменной прической гусар был парик с косицей, отмененный в 1806 году. В таком виде (с небольшими изменениями) гусарский костюм просуществовал до 1855 года.

Изготовить его самим - дело непростое. Сегодня найдется не так уж много мастеров, которые смогли бы сшить гусарский мун-дир во всем его прежнем великолепии.

Несколько советов. За основу возьмем костюм лейб-гвардейского гусарского полка 1812 года (ментик и доломан красные, чакчиры - синие). Шнуры и галуны из простой веревки и тесьмы, предварительно окрашенных. Для чакчир можно использовать обычные тренировочные штаны, подходящие по цвету, и, ушив



их поплотнее по фигуре, отделать шнуром и галуном. Ташку можно сделать из картона. Кивер также делается из картона, окрашивается или оклеивается тканью. Султан на кивере можно сделать из папиросной бумаги. Но если кивер не получится - не унывайте. На маскараде гусар вполне может появиться без головного убора. Главное, не забыть про усы: гусара можно представить себе и без ташки, и даже без оружия, но без усов - вряд ли.

Сари.

Из всего многообразия женского индийского костюма всеобщее внимание чаще всего привлекает сари. Что же такое сари? "Сари - женская одежда в Индии в виде куска ткани (дли-ной 5-7 метров), обертываемая вокруг тела и переброшенная че-рез плечо (иногда набрасывается также на голову)",- сообщает нам словарь иностранных слов. Вроде бы все ясно. Да и какую, собственно, тайну может хранить прямоугольное полотнище ткани. Ведь здесь нет ни сложной конструкции, ни хитроумного каркаса, ни даже простых пуговиц, нет ничего и в то же время есть все - есть принцип обращения с куском ткани. И будучи принципом, он вечен. Сари - это не архаизм, не форма сомнительной достоверности, дошедшая до нас из глубины веков. Это - мастерство управлять тканью по законам красоты. Складки сари аккомпанируют пластике женского тела: застывают в мгновении покоя либо выявляют движение в большом и малом его напряжении. Сари сравнивают с дуновением ветерка и запахом ночных цветов. Искусство создания сари теснейшим образом связано с ремеслом индийских ткачей. Художественное наследие Индии так велико, что мастерство изготовления ткани просто упускают из вида. Но именно ткачество служит связующим звеном между прошлым и настоящим индийской культуры. И ведь не случайно в центре флага партии Индийский национальный конгресс помещено изображение веретена.

О сари можно написать многотомный труд. Но у нас задача иная - сделать сари для карнавала. Здесь можно идти двумя путями.

1. Взять кусок ткани или мар ли, украсить его, как только поз волит фантазия, и учиться по схеме обращению с ней. Ткань можно окрасить или оставить бе лой, обшить лентами, расшить или оклеить блестками, заорнаментировать по трафарету и так далее. Под сари надевается ко роткая кофточка (заканчивающаяся под грудью) с рукавами до локтя и застежкой спереди. Края рукавов и вырез горловины отде лать лентами, блестками.

2. Можно сшить широкую юбку из марли, надеть ее с короткой кофточкой и легкими, облегаю щими щиколотки шароварами, а через плечо перекинуть прямоу гольное полотнище ткани. Это не сари, но такой костюм очень распространен в Индии, да и двигаться в нем на карнавале будет удобнее.

Огромное значение в индийском костюме имеют браслеты (ручные и ножные), ожерелья, серьги, головные украшения, гирлянды из цветов. Форму их можно позаимствовать с фотографий памятников индийской скульптуры, живописи. Но в то же время это может быть простая нитка бус и пара браслетов. Главное - научиться двигаться в этом костюме, продумать хорошенько, как закрепить на себе детали и драпировки, чтобы даже прекрасно сделанный костюм не сковывал и не стал помехой веселью.

Источник: rosdesign.com

Другие товары