Школа монстров

Школа Monster High – культовые куклы нового поколения. Почему выбирают именно Монстр Хай? Здесь вы узнаете о Школе Монстров, девочках, мамах и душе.

Кукла – вещь древняя, как мир. Кажется, человек начал делать кукол в тот самый момент, когда осознал себя как разумное существо. Каждая эпоха, каждый народ, каждая культура оставляли своих кукол и свои представления о них. Посмотрим, как менялись и совершенствовались игрушки для детей, в чём их ценность и смысл, как появилась Школа Монстров Хай и как современные куклы помогают нашим детям разобраться в непростом окружающем мире.

Мальчикам в смысле разнообразия кукол всегда везло больше. Даже в советские времена, довольно скудные, у них был серьёзный выбор: солдатики, оловянные и пластиковые, изображающие все мыслимые армии, чудесные пластиковые наборы индейцев, ковбоев, первобытных людей, викингов и витязей… Игрушка, создающая такой яркий образ, безусловно, способствовала развитию фантазии, позволяя мальчикам в ролевых играх путешествовать сквозь время и пространство, создавать оригинальные и сложные сюжеты.

Девочек не баловали. Куклы советской эпохи представляли собой либо классических Голышей – пупсов, которых в игре предполагается заворачивать и нянчить, или Модниц крайне условного вида, отвергавших собственную игровую концепцию.

Дело в том, что девочка нянчит куклу только в младшем дошкольном возрасте. Тогда закладываются основы осознания пола, представление о материнстве, тогда работают инстинкты – и крайне важно научить малышку баюкать, нянчить и заботиться. Но проходит несколько лет – и игры девочек меняются. Их, как и мальчиков, начинают интересовать ролевые игры с ярким сюжетом: девочки исследуют место женщины в обществе. Во все времена в этот момент на смену Голышу приходила Модница – кукла-дама, «взрослая» кукла, с помощью которой девочка моделировала ситуации взрослой жизни.

В музеях мы можем увидеть таких Модниц восемнадцатого-девятнадцатого века – роскошных фарфоровых дам в кринолинах, со сложными причёсками. Это для них выстраивались кукольные домики – истинные произведения искусства, с мебелью и посудой. Девочки играли во взрослую жизнь, обучаясь исполнять принятые в обществе роли – не только Матери, но и Хозяйки Дома, Хозяйки Салона порой.

Среди советских кукол взрослых нет. Жалкие попытки создать кукол для ролевой игры сводились к Айболиту из пластмассы. Впрочем, кукла была таким же ширпотребом, как мыльницы, подстаканники и прочая хозяйственная мелочь. Отсюда удручающее однообразие типажей: одинаковые мордашки, круглые, с пухлыми румяными щёчками, носиком-кнопкой и стеклянными глазами в пластмассовых ресницах, одинаковые, различающиеся только цветом, кудряшки. Типовые платьица. Внешне такая кукла выглядела как двух-пятилетний ребёнок. Девочкам приходилось прилагать много усилий, воображая этих кукол Мамами или Принцессами; фактически, такая Модница была слегка приукрашенным Голышом.

И вот настала новая эпоха. В нашей стране появились дизайнерские куклы, предназначенные для социальных игр, блистательные произведения фирмы Mattel. И вызвали настоящую бурю негодования среди педагогов, психологов и мам, плоховато помнящих своё собственное детство. «Нельзя показывать ребёнку фигуру взрослой женщины! Барби – это растление!», «Эта кукла – символ общества потребления!» — возмущались воспитательницы и мамы, но девочкам хотелось Барби – и всё им было нипочём.

Почему? Может, потому, что девочки, наконец, нашли Маму-Хозяйку-Принцессу? Ведь с этой куклой исключительно удобно играть «во взрослых»: есть этнические куклы, Барби – сказочные героини – они позволяют строить сложные сюжеты, моделировать сложные отношения и импровизировать на ходу. Вдобавок, есть Кен: можно играть в маму и папу или короля и королеву, выстраивая модель семьи.

Но взрослые, как им и полагается, увидели в Барби эрос. Он иллюзорен и существует лишь на контрасте с абсолютно бесполыми советскими куклами, и, тем не менее, наше целомудренное общество заклеймило Барби позором – и не менее целомудренные Соединённые Штаты не отставали. Девочки – и взрослые коллекционеры, мужчины и женщины – Барби любить не перестали, но её образ был запятнан бесповоротно.

Требовался компромисс, и он был найден!

В это время фирма MGA выпустила на рынок новую линейку кукол – Bratz, девчонок-подростков. Само слово «Bratz» можно перевести как «хулиганки», «задиры». Эта весёлая компания разбитных девиц немедленно возмутила педагогов и восхитила детей. Девочки-подростки девяти-двенадцати лет, вопреки прогнозам психологов советской закалки, воодушевлённо играющие в куклы, принялись с жаром воспроизводить в ролевой игре собственные школьные и дворовые дела.

Собственно, в этот момент произошла революция, которую мало кто заметил. Появились Модницы-Подростки, Модницы-Подружки, куклы-ровесницы.

Конечно, дизайнеры Mattel не пропустили этот момент. Вот тогда-то и возникла линейка Monster High, Школа Монстров. шедевр игровой кукольной индустрии.

Разумеется, их встретили в штыки. Смешно было бы предполагать, что консерваторы смолчат. Дивных Монстров обвинили в большем количестве грехов, чем Барби: в агрессивности, вызывающем внешнем виде… да в том, что они – Монстры! Ну как это: девочка играет с вампиром! С мумией! С ведьмой! Безобразие и скандал.

И разумеется, все эти обвинения – такая же демонстрация воинствующего и злого невежества, как любые обвинения против любых кукол. Попробуем разобраться.

Во-первых, странно обвинять кукол в агрессивности. Кукла – отражение внутреннего мира ребёнка. Любому кукольному образу исключительно ребёнок придаёт характерные черты. В ролевой игре милый плюшевый мишка может изображать кровожадного медведя-гризли, а страшный Терминатор



порой оказывается защитником маленьких пупсов. Боевой кинжал может быть украшением, а кухонный нож – орудием убийства. Дело взрослых – наблюдать, как дети играют и какие выбирают игрушки: это материал для серьёзных выводов.

Главная прелесть Монстров Хай именно в том, что они – чудовища. Они – сказочные злодеи, которые стали хорошими в человеческом мире. У них – клыки, когти, они гремят костями, у них множество недостатков – но они преодолевают всё ради дружбы. Чудесная педагогическая концепция, такой ещё не было. В мире Monster High вообще нет зла! Там есть дружба и терпимость: вампирчик не любит солнечного света, дочь Франкенштейна, сшитая из кусочков, то и дело теряет конечности, русалке нужна вода – но они товарищи, несмотря ни на что. Они учатся мириться с чужими недостатками и постепенно исправлять собственные.

Во-вторых, вызывающий внешний вид. О, да, это куклы для подростков! Главная болезнь роста во все времена – выделиться чем-нибудь этаким. Поставить панковский «ирокез», перекрасить волосы в фиолетовый цвет, нарисовать на щеке цветы гримом… Родители будут в ужасе, зато примут свои, друзья из школы или со двора. Вот каковы это «безобразные куклы» — они изображают бунтующих подростков! Каждая девочка, глядя на куклу-Монстра, думает: «Эта девчонка – такая же, как я! Но и смешная же…» Осознание и юмор помогают справиться с собственным бунтарством.

Да и сам вид этих кукол – облик подростков. Тонкие шейки, тощие ноги, острые коленки и локти. Неуклюжая умилительность подрастающего ребёнка. Великолепная система шарниров позволяет Monster High принимать естественные позы. Это исключительно «живые» куклы – ещё один плюс, облегчающий их «общение» с ребёнком.

Куклы Монстр Хай

Линейка удивительно разнообразна. У каждой куклы – неповторимая лепка лица, свои собственные характерные детали. Морская девочка Лагуна Блю с плавничками и жабрами – в профиль удивительно похожа на карасика. У всей семейки оборотней-волколаков: Клодин, Хоулин и Клода Вульфов – волчьи уши и когти. Клодин «Она живая» умеет даже по-волчьи выть на луну. У очаровательной горгульи Рошель Гойл на голове то ли ушки, то ли рожки, как у каменного изваяния на карнизе ратуши. Скелита Калаверас – уникальный случай среди кукол: бродячий скелет, главная «страшилка» среди младших школьников, превратился в гламурную красотку со статями типичной манекенщицы. Цзинифайр Лонг – одна из эффектных кукол, китайский дракон, золотая и сияющая, у неё причёска «феникс» со шпильками и лихой драконский хвостик с кисточкой. Венера Макфлайтрап – и вовсе особа растительного происхождения, зелёная, увитая ожерельями-браслетами молодых побегов. Парочка сестричек, дочерей Мумии – Нефера и Клео Де Нил, Нефертити и Клеопатра, само собой – воплощение древних египетских тайн, принцессы в нильском золоте, иероглифах и скарабеях. Эбби Боминейбл, дочь йети, снежного человека, закономерно разодета в меха и блестит от инея. Твайла – дочь Бугимена, пожирательница ночных кошмаров, отличается сияющими в темноте глазами, а в домашних питомцах у неё – кролик из пыли, вызывающий долгую цепь ассоциаций у всех, знакомых с фольклором Новой Англии. Гулия Йелпс – отличница Школы Монстров и просто зомби, с серой кожей и милой заострившейся мордашкой. Рыжая и полосатая Торалей – как и Вульфы, оборотень, но не пёс, а кот – и у неё ещё восемь жизней в запасе. И первая в компании – любимица девочек и коллекционеров, неотразимая Дракулаура, очаровательный вампирчик-вегетарианец, лапочка, прячущаяся под зонтиком от солнечных лучей, убивающих нежить. Она не отражается в зеркале, как истый вампир – и сильно об этом жалеет.

Под стать кукольным девочкам – кукольные мальчики. Мы ведь помним, что, играя, дети моделируют отношения в группе, а в настоящем классе без мальчишек не обойтись. Итак, Монстры-парни. Независимый красавчик Дьюс Горгон, у которого, как у его матери, Горгоны Медузы, цепенящий взгляд и стильный «ирокез» из змей. Холт Хайд, ночной огонь, с огненной причёской и странной историей, и его альтер-эго, вторая половина, Джексон Джекилл: ещё бы они были не странными, потомки того самого доктора Джекилла, который бывал порой и мистером Хайдом! Хит Бёрнс – тоже парень-огонь, то ли братишка Джекиллу и Хайду, то ли их кузен, эффектный молодой человек.

Вся эта пёстрая компания оказалась так любима детьми и даже взрослыми коллекционерами, что Mattel выпустил несколько кукольных линеек. «Роллер Мейз» (Roller Maze) – компания девчонок на роликовых коньках, «Скариж» (Scaris: City of Frights) – волшебный Париж, город кошмаров, куда друзья отправляются на лиловом кабриолете – и многие другие.

Среди этих кукол нет хорошеньких и безликих – в каждой из Монстр Хай много живого обаяния, но нет кукольной зализанности и слащавости.

Если бы наши детские психологи были наблюдательнее, они заметили бы, как часто девочка любит, «жалеет» безобразную куклу. Старую, часто полысевшую, в полинявшем платьице… В душе у девочки много великодушия, в ней живёт потребность опекать существо, нуждающееся в помощи и защите – вот ещё одна черта, которую воспитывают Monster High. В какой-то степени, все они – «безобразные куклы», нуждающиеся в особом подходе. И главное, что они помогают развить в детях – терпимость и любовь к Другому, к отличающемуся, к странному, который борется с собой ради дружбы и понимания.

Источник: xn--80asheengi2a.xn--p1ai

Другие товары