Remeslo okis ru

remeslo okis ru

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ СКАЧАТЬ ТЕКСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ТО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ФАЙЛУ ВАМ НЕОБХОДИМО СВЯЗАТЬСЯ С ПЕДАГОГОМ ЧЕРЕЗ ФОРМУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ»»»

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Уровень программы определяется в соответствии с классификатором программ Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и представляет собой характеристику программы по прогнозируемым результатам от ознакомительного (1-ый уровень) до предпрофессионального (4-ый уровень). См. подробнее»»»

« ВОЙЛОКОВАЛЯНИЕ»

Автор – Селивахина В.А. Педагог, реализующий программу – Селивахина В.А.

Уровень программы – 1

Цель программы – обучение детей основам войлоковаляния и развитие способности к творческому самовыражению и самореализации через знакомство с декоративно-прикладным творчеством.

Срок реализации – 1 год. Возраст обучающихся – 7-15 лет

Количество часов по годам обучения – 1 вариант - 72 часа; 2 вариант -144 часа.

Недельная нагрузка и режим занятий - 1 вар. - 2 ч. (1 раз 2 часа); 2 вар. - 4 часа (2 раза по 2 часа).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая программа ориентирована на приобщение детей к искусству войлоковаляния – древнейшему виду текстильного искусства, которое в наше время переживает поистине второе рождение, во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения, реализуется в соответствии с программой развития художественно-эс тетической направленности центра художественного образования МГДД(Ю)Т «Наша Земля – наше наследие», имеет художественно-эс тетическую направленность.

Для многих народов, особенно кочевых, войлок был единственным известным видом текстиля и сопровождал человека всю жизнь. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода. Валяние – самая древняя техника изготовления шерстяных изделий на Земле. Согласно легенде 1. первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, содержались в очень тесных стойлах. Шерсть с их боков, падая на пол, намокала, утаптывалась и сбивалась под копытами. Так появился по легенде первый валяный ковер. Археологи же датируют появление первых валяных изделий VI-V веком до н. э. Дело в том, что единственный материал, из которого может быть изготовлен войлок - это шерсть, причем лучше всего овечья шерсть. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой - кутикулу. Благодаря ему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния. Шерсть дикой овцы почти не валяется, т.к. не она не имеет чешуйчатого слоя, поэтому первые войлоки могли появиться не раньше, чем была одомашнена овца, и именно с этого момента войлоковаляние из локального домашнего производства становится массовым и жизнеопределяющи м для многих народов.

С древних времен выработано множество способов декорирования и украшения войлочных изделий. Наиболее известны способы:

?? вваливание узора

?? аппликация. В качестве аппликативного материала может использоваться не только войлок, но и другие материалы - ткань, кожа

?? мозаичный способ или инкрустация войлоком. При этом способе обычно используется также декоративная стежка по войлоку.

?? иногда используется вышивка по войлоку, украшение изделий бисером и ракушками

?? изредка встречается роспись по войлоку.

Славянские народы кочевниками никогда не были, и собственно войлоки не изготавливали. Зато им были хорошо известны так называемые полувойлоки - тканые и потом подвалянные материалы. Классическим примером такого материала является всем хорошо известное сукно, которое с древних времен использовалось для изготовления верхней одежды.

В современном мире валяние - это несложный вид рукоделия, с помощью которого можно делать замечательные вещи: одежду, поделки для дома или аксессуары; которые могут иметь плоскую форму, или объемную. Валяние - очень интересно и разнообразно в творческом плане.

Сегодня художники по войлоку пользуются всеми известными приемами изготовления. Войлок рождает новые и неожиданные креативные решения - так, например, входят в моду войлочные аксессуары и украшения из войлока, войлочные картины.

Актуальность программы в том, что она стимулирует познавательную деятельность обучающихся в области современного декоративно-прик ладного искусства. Как неотъемлемая часть декоративно-прик ладного искусства, войлоковаляние всегда было и остается почвой для общения, неисчерпаемым источником познания истории и культуры. В наши дни сохранилась преемственность обучения детей рукоделию. Это имеет огромное значение и влияние на развитие физических, умственных, духовных и творческих качеств личности ребенка.

Настоящая программа направлена на освоение детьми сложных и трудоемких приемов обработки разнообразных материалов и обучение различным техникам выполнения изделий войлоковаляния. Широкий набор деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор детей, но и дает возможность каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику исполнения, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии, выбору любимого дела (хобби).

Современный войлок значительно отличается от древнего. Благодаря изобретению множества химических красителей, иглопробивным машинам и другим завоеваниям эпохи технического прогресса, дизайнеры могут создавать самые прихотливые формы. На смену валенкам пришли модельные сапоги и босоножки из войлока, благодаря изобретению LED-ламп появились войлочные светильники. Появилась техники нунофелтинга и шибори. За войлоком будущее еще и потому, что процесс валяния войлока - настоящее искусство. Оно основывается на том, что шерсть - не просто послушный материал в руках художника. Она имеет свой характер. Поэтому создание войлочного изделия - это своего рода диалог Художника и Материала. Результаты этого симбиоза всегда по-своему неожиданны и прекрасны. При наличии фантазии и некоторого опыта любой человек сможет сам выполнить оригинальные вещицы своими руками.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью позитивного воздействия на ребенка за счет возможности его творческой самореализации в процессе обучения данному виду рукоделия. Занимаясь по программе, дети не только осваивают старинное ремесло, но и реализуют свой творческий потенциал, погружаясь в данный вид искусства.

Особенность данной программы заключается в том, что она нацелена не только на обучение азам войлоковаляния, но и на то, чтобы из отдельных работ обучающихся создать единую выставочную композицию.

Цель программы – обучение детей основам войлоковаляния и развитие способности к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прик ладным творчеством.

Задачи

Обучающие:

- обучить технике и способам войлоковаляния;

- познакомить с основами формообразования ;

- научить владеть основными приемами и методами работы с различными материалами;

- научить основам композиции;

- познакомить с техникой безопасности при работе с иглами, ножницами, войлоком;

- научить разрабатывать и самостоятельно изготавливать художественные изделия в технике «Войлоковаляние».

- развить интерес к декоративно-прик ладному и народному искусству России;

- развить у обучающихся навыки работы с различными материалами;

- способствовать развитию художественного вкуса и творческой активности детей;

- развить мелкую моторику пальцев рук,

- развить умение доводить начатое до конца.

Воспитательные:

- содействовать формированию чувства коллективизма и взаимопомощи;

- воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, ответственность;

- воспитать эстетическое восприятие действительности. художественный вкус, трудолюбие.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей 7-15 лет. В группу набираются все желающие. Для успешной реализации программы целесообразно набирать в группу не более 10- 12 человек, в соответствии с нормами СанПиН.

Формы и режим занятий

Занятия проходят 2 раз в неделю по 2 часа для детей. По просьбе родителей в связи с повышенной загруженностью детей в школе - для детей 7-9 лет занятия будут проводиться 1 раз в неделю по 2 часа, по отдельному УТП. Так как работа с войлоком достаточно трудоемкий процесс, чтобы сохранить увлеченность ребенка и иметь результат в конце каждого занятия, необходимо заниматься в указанном режиме. Чтобы предотвратить утомляемость детей, осуществляется смена видов деятельности в процессе занятия.

В программе используются следующие формы занятий:

?? беседы,

?? обсуждения работ,

?? конкурсы,

?? практическое выполнение заданий.

?? экскурсии.

Программа включает теоретические и практические занятия. Занятия включают показ конкретных приемов работы с различными материалами и инструментами. Лучшие изделия демонстрируются на выставках, конкурсах, фестивалях и награждаются грамотами, дипломами, призами, благодарностями.

Программа предусматривает экскурсии в Музей народного искусства, Всероссийский музей декоративно-прик ладного и народного искусства, Дом художника и др.

Ожидаемые результаты реализации программы и



способы их проверки.

Освоение детьми теоретического материала и выполнение практических заданий предполагает приобретение ими знаний по народному и декоративно-прик ладному искусству России; формирование навыков в выполнении различных войлочных изделий.

К концу года обучающийся будет знать.

- технику безопасности при работе с иглами, ножницами, войлоком;

- о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в построении декоративного произведения;

- способы войлоковаляния. сухое валяние с помощью игл, мокрое валяние, комбинированное валяние и др. ;

- основы техники валяния;

- материаловедение ;

- формообразование ;

-? выбирать цвета;

-? пользоваться основными законами композиции;

-? выполнять войлочные работы в разных техниках;

- подбирать материал для оформления изделия;

- оформлять законченную работу.

Обучающийся будет владеть навыками:

-? работы с войлоком;

-? изготовления изделий в различных техниках войлоковаляния;

-? пользования инструментами.

В течение учебного года обучающимися разрабатывается коллекция изделий и сувениров. Дети принимают участие в отчётной выставке студии декоративно-прик ладного искусства.

Способами проверки результатов являются контрольные просмотры выполненных работ по окончанию освоения каждой темы, просмотры работ в конце каждого учебного года, а также участие обучающихся в выставках.

///

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Условия реализации программы.

Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет), в котором представлены в достаточном объеме наглядно-информа ционные материалы, хорошее верхнее освещение и дополнительное боковое, наличие необходимых инструментов и материалов.

Учитывая специфику работы детей с колющими и режущими инструментами, необходима инструкция по технике безопасности по всем видам рукоделия, предусмотренным в программе.

Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям и оборудованным необходимым количеством мест.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для занятий необходимо:

?? помещение (кабинет)

?? столы и стулья;

?? шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;

?? коллекция разнообразной литературы по истории рукоделия, как в России, так и за рубежом, литературы по различным техникам работы с войлоком;

?? фото-каталог творческих работ обучающихся;

?? методический материал по предлагаемым темам работ

Основные материалы и инструменты для войлоковаляния:

?? Пульверизатор

?? Швейные иглы с большим ушком

?? Ножницы, швейные иглы и пряжа, резинки как подручное средство

?? Полотенца, тряпочки, марля для валяния, промокания воды и в качестве подстилки

?? Воздушно-пузырча тая полиэтиленовая пленка, длиной 2,5 м - для подкладки и очень тонкая полиэтиленовая пленка для валяния

?? Уксусная эссенция для полоскания войлока (ее следует добавлять понемногу в чистую воду)

?? Иголки для сухого валяния разных номеров

?? Губки для сухого валяния 8-10 см толщиной

?? Поролоновый коврик для сухого валяния панно 8-10 см толщиной

?? Гребенная лента шерстяная, вискозная разных цветов, пряжа (ч.ш. мохер)

?? Шелковая тонкая ткань

?? Рыхлая шерстяная или льняная ткань

Необходимые технические средства обучения.

– диапроектор;

– магнитофон,

–? СD-диски;

–? ноутбук.

Приемы и методы работы с детьми.

На занятиях используются различные методы обучения:

- словесные,

- наглядные,

- практические.

Рассказом педагога начинается изучение каждой новой темы. Объяснением сопровождается демонстрация образцов готовых войлочных изделий.

В связи с тем, что дети разного возраста, обладают разными навыками ручной работы, программа и подача материала выполняется, учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося. Для лучшей результативности освоения программы задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого задания к сложному.

Занятие, как правило, имеет следующую структуру.

- рассказ педагога по теме;

- изучение текущего материала;

- просмотр иллюстраций, литературы по данной теме;

- выполнение практической части;

- просмотр сделанной части работы с обсуждением;

- обсуждение результатов занятия, подведение итогов;

- уборка рабочих мест.

К наглядным методам обучения относится демонстрация на занятиях различных схем и таблиц последовательнос ти выполнения изделий.

Содержание программы осваивается поэтапно.

При нынешней загруженности детей в школе, огромном информационном потоке, заинтересовать и научить рукоделию довольно сложно. Зачастую приходится начинать с нуля – дети не умеют пользоваться иголкой, мало кто умеет рисовать, а сделать изделие надо быстро и высокопрофессион ально. Поэтому упор и делается первоначально на использование простых техник, дающих ребёнку ощутимый результат. Помощь педагога оказывается необходима при последующем переходе к более сложным изделиям.

Организация учебно-воспитате льного процесса.

В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества личности. С помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг, у них развивается чувство радости от общения друг с другом, большое трудолюбие и терпение, т.к. занятия рукоделием требуют очень многих усилий от воспитанников. Занимаясь с мелкими предметами, дети развивают мелкую психомоторику, а это напрямую влияет на развитие их интеллекта.

Важными мероприятиями воспитывающего характера при обучении по программе являются посещения музеев – это воспитывает у обучающихся уважение к духовному и материальному культурному наследию. Обязательным методическим компонентом программы, способствующим развитию и повышению культурного уровня обучающихся, является участие коллектива в различных народных и детских праздниках и фестивалях, в мероприятиях, организуемых МГДДЮТ и культурных мероприятий (Московский музей декоративно-прик ладного искусства, Московский государственный историко-этногра фический театр и др.). Воспитанию любви к народному творчеству помогает участие в периодических встречах с другими детскими коллективами, посещение выставок.

Советы по войлоковалянию.

При выполнении сухого валяния необходимо работать иглой строго перпендикулярно обрабатываемой поверхности, чтобы игла не ломалась. При мокром валянии на рулон нужно только слегка надавливать. Ни в коем случае нельзя выкручивать или мять его - узор может сместиться. Выкладывать новые порции шерсти только сухими руками. Если шерсть намокнет, выложить ее тонким слоем невозможно. Шерсть при валянии всегда должна быть теплой. Если она остыла, работа замедлится. Шерсть не должна плавать в воде! Пока войлок не стал плотным, надо накладывать сверху тонкую пленку и, надавливая, удалять излишки воды с помощью тряпочек. Валять без пленки можно только тогда, когда изделие уплотнится.

Шерсть усаживается примерно на 20-40%. Мягкая шерсть усаживается сильнее, чем грубая. Тонкий слой шерсти усаживается сильнее, чем толстый. Если завернуть шерсть в полотенце, она будет усаживаться сильнее, чем в полиэтиленовой пленке.

Чем насыщенней мыльный раствор, тем плотнее будет войлок-полуфабри кат, тем сложнее его будет резать.

Для приготовления щелочного (мыльного) раствора.

Смешать 1 л горячей воды (чтобы рука выдерживала температуру) с мыльным раствором.

В начале валяния раствор должен быть очень мыльным, чтобы руки скользили по шерсти. Если раствор недостаточно концентрированны й или, наоборот, слишком насыщенный, в него всегда можно добавить мыла или горячей воды. При необходимости раствор можно подогреть. В процессе работы можно понемногу подливать воды. К концу работы раствор станет слабо концентрированны м. Если вода очень жесткая, можно добавить смягчитель.

Список литературы

для педагога:

1.? Бейтмен Д. Эшер Ш. Фелтинг. Стильные поделки и аксессуары из непряденой шерсти. - М. Контэнт, 2007.

2.? Кнаке Ж. Картины из фетра своими руками: Практическое руководство /пер. с нем. под ред. Климовой О.М. - М. Ниола-Пресс, 2008.

3.? Кокарева И. Живописный войлок. Техника. Приемы. Изделия. – М. АСТ-Пресс Книга, 2009.

4.? Семпелс Е. Б. Энциклопедия войлока. - М. Мода и рукоделие, 2008.

5.? Шинковская К. Вещицы из войлока. - М. АСТ-Пресс Книга, 2008.

2.? Горяева Н.А. Островская О.В. Декоративно-прик ладное искусство в жизни человека - М. Просвещение, 2000

3.? Семпелс Е. Б. Энциклопедия войлока – М. Мода и рукоделие, 2008

Источник: www.artzentr.ru

Другие товары